kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Categories:

Записки московского таксиста.

img134

В 1967 и 1972 годах издательство "Московский рабочий" выпустило два издания книги Евгения Васильевича Рыжикова "Из кабины такси",
которая даже через десятилетия остается интересной для читателя.
Это живые воспоминания водителя-ветерана о своей работе В Первом таксомоторном парке.

В книге Е.В. Рыжикова можно найти множество подробностей о развитии Москвы, ее архитектуры и автотранспортного хозяйства с конца
1920-х по конец 1960-х годов.
Автор описывает общественную жизнь нескольких десятилетий. Немало интересного можно узнать об автомобилях разных моделей, работавших
в московском такси.
Рыжиков родился в дореволюционной Москве, жил в районе сегодняшнего Рижского вокзала и в детстве хотел стать машинистом паровоза.
Однако после школы закончил трехгодичные автомобильные курсы и получил диплом механика-водителя автомобиля.
12 мая 1929 года он впервые вышел на линию за рулем московского такси Renault KZ. Эти иномарки тогда закупили для работы в государственном
таксопарке, и именно они стали первыми городскими таксомоторами.
У водителей первых московских такси были серьезные конкуренты — прежде всего, извозчики со столетиями налаженным бизнесом и ухоженными лошадьми.
Во времена НЭПа появилось много частных предпринимателей, занимавшихся прокатом — арендой автомобиля с шофером и с оплатой не по счетчику,
а по договоренности с пассажиром.





У частных прокатчиков были машины высокого класса: Mercedes, Fiat, Таlbot, Austro-Daimler и др.
Московским таксистам, в том числе и Рыжикову, приходилось делом доказывать пассажирам, что на "официальном" такси можно доехать быстрее
и дешевле, чем на извозчике или прокатчике. Евгений Васильевич вспоминает об особенностях таксомоторов "Рено": у этих машин радиатор
стоял позади двигателя, а вентилятор находился практически перед водителем. Летом он давал необходимую прохладу, зато зимой можно было
легко "промерзнуть до костей".
В начале 1930-х годов исчезли частные прокатчики и значительно сократилось число извозчиков, а на смену "Рено" пришли лимузины Форд
с перегородкой и площадкой для багажа рядом с шофером.
Речь идет о автомобилях "Ford А" первого поколения 1928-1929 годов, которые за пеструю окраску звали "сороками". По техническим качествам
"Форд" сильно проигрывал "Рено".

img135_1

Рыжиков пишет про "незавидные двигатель и коробку передач", ненадежные трамблер и амортизаторы, лопающиеся ступицы спицованных колес,
разбивающиеся при обычном закрывании дверей стекла.
Перегородка сыграла с Рыжиковым злую шутку. Однажды в сильный мороз пассажир погрузил в его кабину чемодан, но вместо того чтобы сесть сзади,
ушел за ожидавшими его женой и ребенком. Замерзший водитель не заметил этого, уехал с чужим чемоданом и был обвинен в краже.
Таксисты ждали появления отечественных автомобилей ГАЗ-А — по воспоминаниям Рыжикова, они поступили в такси только в 1935 году.
Первый рейс первого "газика" окончился трагически. Водителя Михаила Николаева ночью нашли в машине с перерезанным горлом. Надо сказать,
в книге описано много случаев нападений на таксистов. При этом шоферы такси не раз помогали сотрудникам органов правопорядка ловить преступников,
а то и иностранных шпионов.
Много страниц книги посвящено предвоенным, военным и первым послевоенным годам, когда основным автомобилем-такси был М-1.
Количество парков в Москве росло, и такси часто компенсировало общую нехватку пассажирского транспорта. Известные деятели искусства и
культуры зачастую использовали такси постоянно — по абонементам, не имея ни личных, ни персональных машин.
Московские таксисты работали и в области. Например, Рыжиков и его товарищи по парку ездили "подрабатывать" в Подольск. Там заканчивалась
линия электрички, а к расположенным дальше от Москвы населенным пунктам паровоз с пассажирским вагоном и два "автобуса-калеки" ходили крайне
нерегулярно, порой сутками не выходя на линию. Отбоя от пассажиров в тех краях не было, и водители такси легко перевыполняли план.
Рыжиков не оставил без внимания интересную подробность: в 30-х годах поступавшие в такси лимузины ЗИС-101, оказывается, окрашивали не в черный,
а в голубой, синий и желтый цвета.

img136_2222

Когда началась Великая Отечественная война, в Москве остался только один таксопарк. Сам Рыжиков не был призван в армию по состоянию здоровья.
Все мало-мальски годные автомобили отправляли на фронт, и шоферам приходилось своими руками собирать "эмки" из останков списанных машин
и имевшихся запчастей, чтобы выходить на линию.
Во время войны на такси, из-за отсутствия другого служебного транспорта, возили крупные суммы денег — дневную выручку магазинов, средства
для сберкасс.
Кассирами и инкассаторами работали чаще всего люди пенсионного возраста, которые не могли оказать серьезного сопротивления грабителям,
и водителям такси приходилось невольно становиться еще и охранниками государственного добра.
Однажды Рыжикова застала в пути воздушная тревога, пришлось свернуть в переулок, куда указал патруль. Евгений Васильевич пересел на заднее
сиденье, где было просторнее, и собирался поужинать. Это спасло его от гибели. Поблизости разорвался снаряд. Осколок пробил дерматиновую
крышу М-1 и вонзился в переднее сиденье. Рыжиков сорвал с колеса машины колпак и, набрав воду из уличной колонки, потушил горящую подушку.
Много интересного пишет Рыжиков о послевоенном времени. Например, о владельцах частных машин — "леваках", составивших конкуренцию потрепанному
войной такси.
И о том, как во время денежной реформы 1947 года один из таких "нелегалов" устроил демонстрацию, оклеив изнутри салон трофейного лимузина
"старыми" купюрами, которые не удалось обменять.
Рыжиков вспоминает, какие неполадки были у первых "Побед" и как для автомобилей такси выбрали унылую унифицированную окраску — сочетание
светлого и темного оттенков серого цвета.
Автор не мог пройти и мимо того, как в 1947 году на таксомоторах появился знаменитый "зеленый огонек", сигнал свободного или занятого такси,
изобретенный пожилым водителем из Первого таксомоторного парка Москвы.
Конечно, в книге Рыжикова можно найти много подробностей, как перестраивались улицы Москвы, появлялись новые районы, когда в таксопарки
приходили основные модели автомобилей-такси и как их воспринимали водители, какие были правила перевозок. Но наибольшее количество страниц
посвящено встречам с самыми разными людьми (пассажирами такси) и реальным случаям из опыта таксистов.
В начале 1970-х годов, когда вышло второе издание книги "Из кабины такси", Евгений Васильевич Рыжиков все еще водил по Москве "Волгу"-такси.


Tags: автомобилизм, история Москвы, книги, личности, мемуары, профессии, транспорт
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments