Пасха в доме Романовых: как отмечали праздник в императорской семье
Пасха всегда была одним из любимейших праздников не только в народе, но и в императорской семье. Традиции ее празднования сохранялись столетиями и оставались неизменными вплоть до революции. Многие из этих обрядов возродились в наши дни. А в доме Романовых ее отмечали особенно торжественно.
С давних времен среди традиционных пасхальных обрядов обязательным было христосование. Традиция целовать друг друга при встрече была символом взаимной любви и единения последователей Христа. Христосовались и цари, но в XIX в. эта процедура несколько трансформировалась. До 1830-х гг. монархи христосовались только с ближайшей свитой. Николай I ввел традицию христосования и с простыми людьми, что должно было стать демонстрацией нерушимости триады «православие – самодержавие – народность» и символом равенства людей перед Богом.
Николай II поздравляет с праздником Пасхи чинов Преображенского полка, 1900-е гг.
Пасха. Акварель великой княгини Ольги Романовой, дочери Александра III
Подарок Николая II Марии Федоровне на Пасху 1915 г.
Пасха всегда была одним из любимейших праздников не только в народе, но и в императорской семье. Традиции ее празднования сохранялись столетиями и оставались неизменными вплоть до революции. Многие из этих обрядов возродились в наши дни. А в доме Романовых ее отмечали особенно торжественно.
С давних времен среди традиционных пасхальных обрядов обязательным было христосование. Традиция целовать друг друга при встрече была символом взаимной любви и единения последователей Христа. Христосовались и цари, но в XIX в. эта процедура несколько трансформировалась. До 1830-х гг. монархи христосовались только с ближайшей свитой. Николай I ввел традицию христосования и с простыми людьми, что должно было стать демонстрацией нерушимости триады «православие – самодержавие – народность» и символом равенства людей перед Богом.
Христосование императора Николая II с членами экипажа яхты *Штандарт*. Ливадия, после 1909 г.
Христосование императора Николая II с урядниками конвоя
Особенно торжественным было празднование Пасхи в 1839 г. – тогда как раз в Христово Воскресенье состоялось освящение восстановленного Зимнего дворца. Собрали всех ремесленников, которые занимались этой работой, вдоль их рядов провели крестный ход по парадным залам дворца к Большой церкви, где проходила служба, а затем устроили для них богатые «разговены» на 3000 человек. А в 1840-х гг. Николай I христосовался с сотнями людей, в том числе со своими слугами и казаками охраны. К этой традиции он приучал и детей.
Семья императора и записи Николая II
Иногда во время христосования случались курьезы. Один из них описал французский художник О. Верне: «После богослужения император целуется с первым встречным. Обычно это часовой, стоящий у дверей. Несколько лет назад Государь поцеловал гренадера Преображенского полка со словами: «Христос воскресе!», на что тот отвечал: «Никак нет!» – он оказался евреем. С тех пор всех евреев перевели во флот, и в сухопутных войсках не осталось ни одного из них. Вот от чего зависит здесь судьба людей».
Николай II поздравляет с праздником Пасхи чинов Преображенского полка, 1900-е гг.
Традиция христосования с простыми людьми сохранилась и при Александре II, а император Александр III христосовался не только с охраной и слугами, но и с волостными старшинами и старообрядцами. Николай II поддержал традицию массовых христосований, которые продолжались от 2 до 4 дней. В своих дневниках он не только описывал саму процедуру, но даже фиксировал точное количество человек: «23 марта 1896 г. – 288 человек. Легли спать около 4 часов утра, когда заря уже занималась. В 11.30 чаов началось христосование со всеми людьми в Малахитовой; почти 500 человек получили яйца. 26 марта – большое христосование со всеми фельдфебелями, вахмистрами и пасхальными караулами».
Пасха. Акварель великой княгини Ольги Романовой, дочери Александра III
Пасха. Акварель великой княгини Ольги Романовой, дочери Александра III
Процедура христосования для императора и его супруги была довольно утомительной. Хотя солдат предупреждали не стричь бород и усов, чтобы не уколоть августейших особ, щека императора и рука императрицы распухали от бесчисленных прикосновений. А. Вырубова вспоминала: «В светлое Христово Воскресенье в продолжение двух часов Их Величества христосовались, Государь с нижними чинами охраны, полиции, конвоя, команды яхты «Штандарт» и т.д. Императрица – с детьми местных школ… На нашей последней общей Божественной Службе в Крыму, сердце Государыни было настолько слабо, что ей было очень тяжело, как поклониться, так и встать с колен. Маленький Алексей трогательно нежно помогал и поддерживал свою мать».
Пасха. Акварель великой княгини Ольги Романовой, дочери Александра III
Пасхальный натюрморт великой княгини Ольги Романовой
После службы начиналось всенародное празднование. Люди ходили друг к другу в гости, традиционным угощением была пасха из творога, изюма и сметаны и кулич, залитый белой глазурью с выведенной на ней монограммой «ХВ» – «Христос Воскресе». Традиция дарить пасхальные яйца родилась в 1885 г. Солдаты получали в подарок от императора расписные фарфоровые яйца с царским вензелем. Тогда же начали выпускать ювелирные пасхальные яйца. Первое такое произведение ювелирного искусства от Карла Фаберже Александр III подарил Марии Федоровне. С тех пор ежегодно к Пасхе Фаберже готовил для императорской семьи такие подарки.
Слева – Пасхальная открытка с Николаем II, 1916. Справа – первое пасхальное яйцо Фаберже
Пасху 1917 г. Николай с семьей встретили в заточении в Александровском дворце Царского Села. Самой печальной была последняя для семьи императора Пасха в 1918 г. Николай II в своем дневнике записал: «По просьбе Боткина (семейного врача Романовых) к нам впустили священника и дьякона в 8 часов. Они отслужили заутреню скоро и хорошо; большое было утешение помолиться хоть в такой обстановке и услышать «Христос Воскресе»… Утром похристосовались между собою и за чаем ели кулич и красные яйца, пасхи не могли достать». В ночь на 17 июля 1918 г. члены императорской семьи были расстреляны. На долгие годы пасхальные традиции были забыты, но сейчас они снова возрождаются.
Подарок Николая II Марии Федоровне на Пасху 1915 г.
Journal information