Всё никак не могу завершить свой отчёт о посещении великолепного монинского авиамузея. Я уже рассказывал об экспонатах, расположенных под крышами его залов и ангаров. В этой записи я перехожу к объектам, расположенным под открытым небом. Начну с самолёта-легенды Ту-144.
Предыдущие обзоры экспонатов этого достойнейшего музея:
Часть 1: Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3
Часть 2: Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (А)
Часть 3: Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (Б)
Часть 4: Центральный музей ВВС в Монино - зал 8
Часть 5: Центральный музей ВВС в Монино - зал 7 (ангар 7)
Наш визит состоялся в сентябре прошлого года, так что пусть зеленеющая травка никого не смущает. Ну никак не удаётся мне успевать делать отчёты "по горячим" следам :(
1. Борт № 77106 - один из легендарных сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144, разработанных КБ Туполева в середине 1960-х гг.:

2. Брат нашего экспоната - Ту-144 № 77115 - на МАКС-2013:

Источник фото: wikimedia.org, автор: Doomych
Немного истории. Постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового лайнера было принято в июле 1963 г. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, а в последний день 1968 г. состоялся его первый полёт. Всего с 1965 г. до окончания программы в 1984 г. было произведено 16 экземпляров Ту-144, ещё один самолёт (по слухам) так и не был достроен. Серийные самолёты собирались на воронежском авиазаводе № 64.
3. Экспонат на реставрации:

На данный момент в разной степени сохранности продолжают существовать 7 самолётов Ту-144, в том числе в музеях находятся:
Ту-144 № 77106 в музее ВВС в Монино - и этот пост именно про него,
Ту-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске,
Ту-144 № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия).
4.

5. Борт № 77102 - один из двух Ту-144, потерянных в результате аварий. Фото сделано незадолго до катастрофы в Ле-Бурже:

Источник фото: wikimedia.org, автор: RuthAS
6. Хвост:

Ещё перед [официальным] началом работ по созданию Ту-144 наш коллектив разработчиков располагал информацией об англо-французском проекте "Конкорд" (причём, как я понимаю, не только из открытых источников). Есть все основания полагать, что эта информация была использована для ускорения разработки Ту-144. В итоге, несмотря на более позднее начало работ, первый полёт Ту-144 выполнил раньше "Конкорда".
7.

8. Ту-144 упорно не хочет помещаться в кадр целиком. Самолёт находится на реставрации, на фото различимы следы работ по покраске и восстановлению оригинальной ливреи:

9. Информационные стенды, рассказывающие о Ту-144 и его восстановлении руками монинских волонтёров:

10. На заднем плане виден, если я не ошибаюсь, экспериментальный МиГ-21И, на котором проводились натурные испытания крыла для Ту-144:

11. Поднимаемся по трапу в салон. Бросаю взгляд назад, на площадку музея:

12. У переднего входа едва не спотыкаемся об этот объект. Оранжевый цвет крышки как-бы намекает на то, что это должен быть бортовой самописец. Но пристальный взгляд внутрь прибора заставляет в этом усомниться - ибо внутри находится что-то, более похожее на гиростабилизированную платформу. В общем, нужна "помощь зала":

Upd.: Скорее всего, это два разных изделия - бортовой самописец (слева) и элемент инерциальной системы управления (справа).
13. Второй салон:

14. Третий (основной) салон:

15. Эти панели тоже пришлось восстанавливать:

16. Везде разложены мешочки с селикагелем - реставрация внутреннего убранства этого самолёта идёт полным ходом, и повышенная влажность тут абсолютно не нужна:

17. Кормовой люк:

18. Конец салона (но не моего репортажа). Дальше только хвост:

19. Пылесос:

20. Выглядываю из кормовой двери. Горизонт заваливается вместе со мной:

21. Пытаюсь выправить горизонт. Большую часть кадра занимает крыло Ту-144:

22. Возвращаюсь в третий салон:

23. Реставрация идёт полным ходом. Приводится в порядок обивка сидений, внутренняя обшивка, элементы декора, панели управления комфортом (индивудальные освещение и вентиляция) над пассажирскими сидениями и т.п.:

24.

25.

26. Бортовая кухня так же в процессе реставрации:

27.

28. Туалет:

29. Первый (передний) салон:

30. Взгляд в хвост, на второй и третий салоны:

31.

32.

33.

34. Места для ВИП-ов в первом салоне:

35. Заходим в кабину. Спереди сидят пилоты, за ними справа рабочее место бортинженера:

36.

37. Левый штурвал (т.е. штурвал командира воздушного судна) с кнопками управления:

38.

Объектив у фотоаппарата слишком большой для использования встроенной вспышки, поэтому на ряде кадров появляется предательское чёрное пятно внизу.
39. Штурвал второго пилота:

40.

41.

42. Рабочее место бортинженера:

43. Завершаем обход этого легендарного самолёта:

44. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) позволяло существенно увеличить маневренность Ту-144 на малых высотах и уменьшить скорость при посадке:

45. Вид на шасси:

46. Носовая стойка. Её размеры внушают уважение:

47. Трап не вплотную примыкал к корпусу, поэтому нам пришлось совершать прыжки как при заходе в салон, так и при покидании самолёта :)

48. Правая основная стойка шасси:

49.

50. Снимок из-под ненагруженного крыла Ту-144. Музейному МиГ-29 не повезло - после повреждения гидравлической системы (вандалы пошутили?) его шасси сложились, и он упал на брюхо:

В завершение следует заметить, что хотя программа по созданию Ту-144 и была завершена успешно, эффективность затраченных средств вряд ли может радовать. Так, в общей сложности, самолёты Ту-144 совершили 102 рейса для Аэрофлота (из них 55 пассажирских) и перевезли в сумме немногим больше 3 тыс. пассажиров. Для сравнения: "Конкорды" за всё время своей эксплуатации перевезли более 3 млн. пассажиров.
Дополнительная информация:
Описание самолёта на сайте tupolev.ru
Статья в Википедии
Сайт команды волонтёров-авиареставраторов
Их же группа Вконтакте
Блог про восстановление монинского Ту-144 от
77106
Реквизиты для желающих помочь волонтёрам:
Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066
Предыдущие обзоры экспонатов этого достойнейшего музея:
Часть 1: Центральный музей ВВС в Монино - залы 1, 2 и 3
Часть 2: Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (А)
Часть 3: Центральный музей ВВС в Монино - зал 6 (Б)
Часть 4: Центральный музей ВВС в Монино - зал 8
Часть 5: Центральный музей ВВС в Монино - зал 7 (ангар 7)
Наш визит состоялся в сентябре прошлого года, так что пусть зеленеющая травка никого не смущает. Ну никак не удаётся мне успевать делать отчёты "по горячим" следам :(
1. Борт № 77106 - один из легендарных сверхзвуковых пассажирских самолётов Ту-144, разработанных КБ Туполева в середине 1960-х гг.:

2. Брат нашего экспоната - Ту-144 № 77115 - на МАКС-2013:

Источник фото: wikimedia.org, автор: Doomych
Немного истории. Постановление Совмина СССР о создании сверхзвукового лайнера было принято в июле 1963 г. Строительство первого опытного образца началось в 1965 году, а в последний день 1968 г. состоялся его первый полёт. Всего с 1965 г. до окончания программы в 1984 г. было произведено 16 экземпляров Ту-144, ещё один самолёт (по слухам) так и не был достроен. Серийные самолёты собирались на воронежском авиазаводе № 64.
3. Экспонат на реставрации:

На данный момент в разной степени сохранности продолжают существовать 7 самолётов Ту-144, в том числе в музеях находятся:
Ту-144 № 77106 в музее ВВС в Монино - и этот пост именно про него,
Ту-144 № 77110 в музее гражданской авиации в Ульяновске,
Ту-144 № 77112 в музее техники в Зинсхайме (Германия).
4.

5. Борт № 77102 - один из двух Ту-144, потерянных в результате аварий. Фото сделано незадолго до катастрофы в Ле-Бурже:

Источник фото: wikimedia.org, автор: RuthAS
6. Хвост:

Ещё перед [официальным] началом работ по созданию Ту-144 наш коллектив разработчиков располагал информацией об англо-французском проекте "Конкорд" (причём, как я понимаю, не только из открытых источников). Есть все основания полагать, что эта информация была использована для ускорения разработки Ту-144. В итоге, несмотря на более позднее начало работ, первый полёт Ту-144 выполнил раньше "Конкорда".
7.

8. Ту-144 упорно не хочет помещаться в кадр целиком. Самолёт находится на реставрации, на фото различимы следы работ по покраске и восстановлению оригинальной ливреи:

9. Информационные стенды, рассказывающие о Ту-144 и его восстановлении руками монинских волонтёров:

10. На заднем плане виден, если я не ошибаюсь, экспериментальный МиГ-21И, на котором проводились натурные испытания крыла для Ту-144:

11. Поднимаемся по трапу в салон. Бросаю взгляд назад, на площадку музея:

12. У переднего входа едва не спотыкаемся об этот объект. Оранжевый цвет крышки как-бы намекает на то, что это должен быть бортовой самописец. Но пристальный взгляд внутрь прибора заставляет в этом усомниться - ибо внутри находится что-то, более похожее на гиростабилизированную платформу. В общем, нужна "помощь зала":

Upd.: Скорее всего, это два разных изделия - бортовой самописец (слева) и элемент инерциальной системы управления (справа).
13. Второй салон:

14. Третий (основной) салон:

15. Эти панели тоже пришлось восстанавливать:

16. Везде разложены мешочки с селикагелем - реставрация внутреннего убранства этого самолёта идёт полным ходом, и повышенная влажность тут абсолютно не нужна:

17. Кормовой люк:

18. Конец салона (но не моего репортажа). Дальше только хвост:

19. Пылесос:

20. Выглядываю из кормовой двери. Горизонт заваливается вместе со мной:

21. Пытаюсь выправить горизонт. Большую часть кадра занимает крыло Ту-144:

22. Возвращаюсь в третий салон:

23. Реставрация идёт полным ходом. Приводится в порядок обивка сидений, внутренняя обшивка, элементы декора, панели управления комфортом (индивудальные освещение и вентиляция) над пассажирскими сидениями и т.п.:

24.

25.

26. Бортовая кухня так же в процессе реставрации:

27.

28. Туалет:

29. Первый (передний) салон:

30. Взгляд в хвост, на второй и третий салоны:

31.

32.

33.

34. Места для ВИП-ов в первом салоне:

35. Заходим в кабину. Спереди сидят пилоты, за ними справа рабочее место бортинженера:

36.

37. Левый штурвал (т.е. штурвал командира воздушного судна) с кнопками управления:

38.

Объектив у фотоаппарата слишком большой для использования встроенной вспышки, поэтому на ряде кадров появляется предательское чёрное пятно внизу.
39. Штурвал второго пилота:

40.

41.

42. Рабочее место бортинженера:

43. Завершаем обход этого легендарного самолёта:

44. Переднее горизонтальное оперение (ПГО) позволяло существенно увеличить маневренность Ту-144 на малых высотах и уменьшить скорость при посадке:

45. Вид на шасси:

46. Носовая стойка. Её размеры внушают уважение:

47. Трап не вплотную примыкал к корпусу, поэтому нам пришлось совершать прыжки как при заходе в салон, так и при покидании самолёта :)

48. Правая основная стойка шасси:

49.

50. Снимок из-под ненагруженного крыла Ту-144. Музейному МиГ-29 не повезло - после повреждения гидравлической системы (вандалы пошутили?) его шасси сложились, и он упал на брюхо:

В завершение следует заметить, что хотя программа по созданию Ту-144 и была завершена успешно, эффективность затраченных средств вряд ли может радовать. Так, в общей сложности, самолёты Ту-144 совершили 102 рейса для Аэрофлота (из них 55 пассажирских) и перевезли в сумме немногим больше 3 тыс. пассажиров. Для сравнения: "Конкорды" за всё время своей эксплуатации перевезли более 3 млн. пассажиров.
Дополнительная информация:
Описание самолёта на сайте tupolev.ru
Статья в Википедии
Сайт команды волонтёров-авиареставраторов
Их же группа Вконтакте
Блог про восстановление монинского Ту-144 от
Реквизиты для желающих помочь волонтёрам:
Карта Сбербанка: 4276 3800 2643 0319
WebMoney: R247810626609
ЯндексДеньги: 410011623912066
Journal information