Чипсайдский клад — на сегодняшний день самая богатая коллекция драгоценностей Елизаветинской и Яковианской эпох, настоящий памятник ювелирного искусства поздней средневековой Англии.
Легендарная коллекция была случайно обнаружена в июле 1912 года, когда двое лондонских рабочих разбирали развалины дома № 30/32 на улице Чипсайд, почти полностью разрушенного Великим пожаром 1666 года. Однако подвальные помещения здания почти не пострадали, - и именно там, в кирпичном фундаменте, более двух веков покоился деревянный тайник-ларец с драгоценным содержимым, история которого до сих пор будоражит умы исследователей.
Район Чипсайд в 1890-м году. В 1912 году на в одном из зданий был найден тайник с известным Чипсайдским кладом. Фото: Museum of London
Чипсайдская коллекция удивительно разнообразна и поистине уникальна по своему содержанию. Собрание включает в себя золотые кольца тончайшей работы, жемчужные ожерелья с эмалевыми вставками, рубиновые браслеты, византийские камеи, шляпные булавки, флаконы для духов и еще порядка 400 ювелирных изделий, а также редкие неоправленные драгоценные камни, несколько чаш.
Печать, выполненная на сердолике, полудрагоценном камне. Печать стала ключевым предметом, благодаря которому удалось вычислить примерный возраст клада. На печати – геральдический знак Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, который получил свой титул виконта в 1640 году. Фото: Museum of London
Историки особенно отмечают карманные часы Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, с корпусом из цельного колумбийского изумруда и золотым циферблатом.
Позолоченные латунные карманные часы семнадцатого века из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London
Кольца в тайнике были найдены в большом количестве. Кольцо с изумрудами из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London
Кольцо с александритами и бриллиантами.
Кольцо с рубином
Ещё рубины
Кольцо с изумрудом и бриллиантами, и кольцо только с бриллиантами
Кольцо с крупным бриллиантом в золоте, и эмалью.
Кольцо с аметистом
Кольцо с иконами-геммами
В XVII веке Чипсайд был центром лондонских златокузнецов, и, как предполагают английские историки, в начале гражданской войны 1640-х годов один из них решил припрятать свои сокровища до лучших времен. Есть некоторые основания связать Чипсайдский клад с именем Арнольда Лаллза, прибывшего в Англию из Антверпена не раньше 1584 года. Дело в том, что после Лаллза остался альбом с эскизами ювелирных украшений. Не все эскизы сделаны самим Лаллзом, большая часть относится к более раннему периоду, но на два последних, вклеенных в альбом листа содержат имя Лаллза или его инициалы.
На одном из этих листов имеется рисунок фиолетовых подвесок в форме виноградных гроздьев, и точно такие же подвески из аметистов были обнаружены среди сокровищ Чипсайдского клада. О подобных же подвесках в виде виноградных гроздьев из аметистов и изумрудов упоминается в завещании, составленном в 1653 году, старшей дочерью Лаллза, – Вивьен Ламарни. Редакторы современных модных журналов сразу отметили эту аметистовую подвеску в форме виноградной грозди, очень актуальное и сейчас украшение.
Изысканная подвеска, украшенная рубинами и алмазами из Чипсайдского клада. Некоторые из алмазов были утрачены. Фото: Museum of London
Ещё подвески
И ещё
Драгоценная брошь, уже на шелковой подушечке
Серьги
Порт-букет с изумрудами
Попугайчик из цельного изумруда
Небольшая брошь в виде Розы Йорков
Но особая ценность Чипсайдского клада заключается, как ни странно, в том, что его содержимое представляют собой украшения не для знати, а для зажиточных горожан, торговцев и дворян среднего достатка. Эти люди не могли так часто, как короли, покупать себе драгоценности и поэтому рассматривали ювелирные изделия как долговременное вложение капитала. Камни могли быть вынуты из оправы и использованы для расплаты по долгам или залога в коммерческой сделке. Кроме того, ювелирные украшения часто переделывали в угоду менявшейся моде. В XVII веке в большом ходу были булавки с драгоценными камнями для широкополых шляп. Столетие спустя – заколки и другие украшения для париков. А в XIX веке предпочтения стали отдавать колье и брошам. Поэтому из так называемых рядовых украшений времен Тюдоров и Стюартов мало что сохранилось в неизменном виде. И Чипсайдский клад позволил историкам восполнить этот пробел.
Крест с аметистами и бриллиантами
Ещё крест
Ещё вещицы
Цепи с эмалью и драгоценными камнями.
Браслеты
Кэтрин Найтингейл (Catherine Nightingale), специалист по консервации произведений искусства демонстрирует баночку из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London
Эмалированная золотая бутылочка, украшенная опалами, рубинами, шпинелью, алмазами. Бутылочка предназначалась для хранения духов, созданных из цветов и специй и широко применяемых в то время для «маскировки» неприятных запахов. Бутылочку носили на шее. Фото: Museum of London
Один из предметов Чипсайдского клада – брошь, инкрустированная изумрудами и бриллиантами, в виде саламандры. Раньше считалось, что саламандры, приносят удачу, так как они, как считалось, неуязвимы к огню. Фото: Museum of London
Подвеска с бериллами.
Подвеска в виде листа смородина вырезанная из кровавого камня (гелиотроп).
Византийская камея из аметиста
В настоящее время содержимое Чипсайдского клада хранится в трех музеях: самая большая часть коллекции – в Лондонском, а также в Британском и Музее Виктории и Альберта.
На большом фото клада ещё есть, что поразглядывать...
Легендарная коллекция была случайно обнаружена в июле 1912 года, когда двое лондонских рабочих разбирали развалины дома № 30/32 на улице Чипсайд, почти полностью разрушенного Великим пожаром 1666 года. Однако подвальные помещения здания почти не пострадали, - и именно там, в кирпичном фундаменте, более двух веков покоился деревянный тайник-ларец с драгоценным содержимым, история которого до сих пор будоражит умы исследователей.
Район Чипсайд в 1890-м году. В 1912 году на в одном из зданий был найден тайник с известным Чипсайдским кладом. Фото: Museum of London
Чипсайдская коллекция удивительно разнообразна и поистине уникальна по своему содержанию. Собрание включает в себя золотые кольца тончайшей работы, жемчужные ожерелья с эмалевыми вставками, рубиновые браслеты, византийские камеи, шляпные булавки, флаконы для духов и еще порядка 400 ювелирных изделий, а также редкие неоправленные драгоценные камни, несколько чаш.
Печать, выполненная на сердолике, полудрагоценном камне. Печать стала ключевым предметом, благодаря которому удалось вычислить примерный возраст клада. На печати – геральдический знак Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, который получил свой титул виконта в 1640 году. Фото: Museum of London
Историки особенно отмечают карманные часы Вильяма Ховарда, виконта Стаффордского, с корпусом из цельного колумбийского изумруда и золотым циферблатом.
Позолоченные латунные карманные часы семнадцатого века из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London
Кольца в тайнике были найдены в большом количестве. Кольцо с изумрудами из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London
Кольцо с александритами и бриллиантами.
Кольцо с рубином
Ещё рубины
Кольцо с изумрудом и бриллиантами, и кольцо только с бриллиантами
Кольцо с крупным бриллиантом в золоте, и эмалью.
Кольцо с аметистом
Кольцо с иконами-геммами
В XVII веке Чипсайд был центром лондонских златокузнецов, и, как предполагают английские историки, в начале гражданской войны 1640-х годов один из них решил припрятать свои сокровища до лучших времен. Есть некоторые основания связать Чипсайдский клад с именем Арнольда Лаллза, прибывшего в Англию из Антверпена не раньше 1584 года. Дело в том, что после Лаллза остался альбом с эскизами ювелирных украшений. Не все эскизы сделаны самим Лаллзом, большая часть относится к более раннему периоду, но на два последних, вклеенных в альбом листа содержат имя Лаллза или его инициалы.
На одном из этих листов имеется рисунок фиолетовых подвесок в форме виноградных гроздьев, и точно такие же подвески из аметистов были обнаружены среди сокровищ Чипсайдского клада. О подобных же подвесках в виде виноградных гроздьев из аметистов и изумрудов упоминается в завещании, составленном в 1653 году, старшей дочерью Лаллза, – Вивьен Ламарни. Редакторы современных модных журналов сразу отметили эту аметистовую подвеску в форме виноградной грозди, очень актуальное и сейчас украшение.
Изысканная подвеска, украшенная рубинами и алмазами из Чипсайдского клада. Некоторые из алмазов были утрачены. Фото: Museum of London
Ещё подвески
И ещё
Драгоценная брошь, уже на шелковой подушечке
Серьги
Порт-букет с изумрудами
Попугайчик из цельного изумруда
Небольшая брошь в виде Розы Йорков
Но особая ценность Чипсайдского клада заключается, как ни странно, в том, что его содержимое представляют собой украшения не для знати, а для зажиточных горожан, торговцев и дворян среднего достатка. Эти люди не могли так часто, как короли, покупать себе драгоценности и поэтому рассматривали ювелирные изделия как долговременное вложение капитала. Камни могли быть вынуты из оправы и использованы для расплаты по долгам или залога в коммерческой сделке. Кроме того, ювелирные украшения часто переделывали в угоду менявшейся моде. В XVII веке в большом ходу были булавки с драгоценными камнями для широкополых шляп. Столетие спустя – заколки и другие украшения для париков. А в XIX веке предпочтения стали отдавать колье и брошам. Поэтому из так называемых рядовых украшений времен Тюдоров и Стюартов мало что сохранилось в неизменном виде. И Чипсайдский клад позволил историкам восполнить этот пробел.
Крест с аметистами и бриллиантами
Ещё крест
Ещё вещицы
Цепи с эмалью и драгоценными камнями.
Браслеты
Кэтрин Найтингейл (Catherine Nightingale), специалист по консервации произведений искусства демонстрирует баночку из Чипсайдского клада. Фото: Museum of London
Эмалированная золотая бутылочка, украшенная опалами, рубинами, шпинелью, алмазами. Бутылочка предназначалась для хранения духов, созданных из цветов и специй и широко применяемых в то время для «маскировки» неприятных запахов. Бутылочку носили на шее. Фото: Museum of London
Один из предметов Чипсайдского клада – брошь, инкрустированная изумрудами и бриллиантами, в виде саламандры. Раньше считалось, что саламандры, приносят удачу, так как они, как считалось, неуязвимы к огню. Фото: Museum of London
Подвеска с бериллами.
Подвеска в виде листа смородина вырезанная из кровавого камня (гелиотроп).
Византийская камея из аметиста
В настоящее время содержимое Чипсайдского клада хранится в трех музеях: самая большая часть коллекции – в Лондонском, а также в Британском и Музее Виктории и Альберта.
На большом фото клада ещё есть, что поразглядывать...
Journal information