kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Category:

Станция Маяковская: триумф сталинского дирижаблестроения.

Оригинал взят у ag55 в Станция Маяковская: триумф сталинского дирижаблестроения

15826572_968849719914635_2748187356110660281_n

«Маяковская» создавалась в сталинскую эпоху – время великих строек и монументализма в архитектуре. Это и определило масштаб проекта – метро как подземный дворец. Придумал его и реализовал великий архитектор Алексей Душкин. Станция открылась спустя три года после постройки первой подземки в стране - в 1938 году.

Названа в честь Владимира Маяковского. Но в оформлении платформы не было ничего, что отражало бы тему поэта-футуриста. Лишь после войны в подземном зале появится бюст писателя, который затем будет перенесен в новый наземный вестибюль.

Как писал сам Алексей Душкин, станция задумывалась как «лайнер на стальной основе». Отсюда пол в виде взлетно-посадочной полосы, легкая и изящная архитектура, арки из авиационной нержавеющей стали – материала, который до этого использовался лишь для военных целей. Идею лайнера поддерживают мозаичные панно, размещенные в потолочных нишах. Когда-то их было 35, но одна утрачена при строительстве герметичного затвора.


15781631_968849933247947_4144119138352877874_n15747588_968849879914619_2581603958708285154_n

Общая тема мозаик – «Сутки страны Советов». Каждая из картин изображает жизнь простых советских людей на фоне ясного неба: спорт, труд, отдых и, конечно, праздники. Особое место отведено авиации. Здесь можно увидеть дирижабль, планер, гидросамолет Бериева, Биплан И-15, а также тяжелый бомбардировщик Туполева ТБ-3, ни один экземпляр которого не сохранился до наших дней. Мозаика «Перелет через полюс» посвящена первому беспосадочному перелету. За 2 суток Валерий Чкалов со своей командой преодолели расстояние в 8500 км. от Москвы до Ванкувера. Маршрут пролегал через Северный полюс.

15873455_968849913247949_7164566712514615644_n15826245_968849839914623_3318498230494293669_n

Панно выполнены по эскизам Александра Дейнека в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Сделаны они в рекордные сроки – всего за полгода. Чтобы увидеть панно, необходимо приложить усилия – подойти к нише и задрать голову. Поэтому сейчас многие, даже не знают об их существовании, каждый день проходя мимо произведений искусства. Но для советских людей станция символизировала силу и величие страны. Именно отсюда 6 ноября 1941г. И.В. Сталин произнес свою знаменитую речь: Москва не сломлена, она не сдается. Во время войны подземный зал «Маяковской» служил бомбоубежищем. Лежа на полу, люди смотрели на мирное небо.

15823490_968850009914606_4331437828309846319_n

Наземный вестибюль станции появился одновременно с платформой, но в отличие от нее в архитектурном плане совсем прост. Он занимает часть первого этажа концертного зала им. П.И. Чайковского. Спустя почти 70 лет, в 2005 году, по проекту Н.И. Шумакова и Г.С. Муна на противоположной стороне Тверской улицы построили второй вход. Потолок нового вестибюля украшен мозаиками с различными изображениями неба, а также строками из произведений Владимира Маяковского.

16729072_997879610344979_1143302425509285808_n
Фрагмент станции на выставке в Нью-Йорке

Проект Алексея Душкина был представлен на Всемирной выставке достижений в Нью-Йорке в 1939г. Это была первая в мире станция колонного типа глубинного заложения. В павильоне построили точную копию подземного зала. Правда, ограничились одной секцией. Чтобы создать иллюзию уходящей вдаль платформы, макет разместили между двух зеркальных стен. Экспозиция имела грандиозный успех – советский архитектор получил главный приз.

15822622_968850069914600_8188402885415217305_n

Сейчас «Маяковская» относится к объектам культурного наследия.


Из комментариев к публикации:

Александр Лютцау Оформление станции связано напрямую с катастрофой в начале мая 1937г. германского дирижабля LZ-129 "Гинденбург", которая в свою очередь явилась следствием отмены продажи гелия как Германии, так и Советскому Союзу. США, как единовластный хозяин природного гелия (Йелоустонский вулкан), отказало в его экспорте, а получение гелия из воздуха являлось в то время очень дорогим и медленным процессом. Поэтому первые крейсерские дирижабли как у пионера дирижаблестроения Германии, так и у нас, были наполнены дешёвым, но огнеопасным водородом. Нынешний подмосковный Долгопрудный назывался Дирижабльстрой, где проводили сборку шпангоутов из фасонного катаного профиля нержавеющей стали типа Х18Н10Т. В том же году был инцидент в окрестностях Онежского озера, когда дирижабль «СССР-В-7 бис» на 9500 кубометров водорода упал на собачий питомник НКВД; сгорело около сотни овчарок. За это молодому командиру Володе Устиновичу дали два года.После катастрофы решение было пересмотрено в пользу отказа от дирижаблей вообще и оставшиеся профили были использованы для оформления арок и колонн станции метро Маяковская. Об этом мало кто знает, поэтому хочу поделиться информацией из первых рук.

15894252_1129513393813350_5067633283285622761_n

СССР-В-7 бис построен в 1935 году взамен сгоревшего в эллинге Дирижаблестроя 16 августа 1934 года дирижабля СССР В-7 (Челюскинец).
В ночь с 23 на 24 октября 1935 года во время перелёта Сализи — Петрозаво
дск — Сализи на обратном пути у дирижабля кончилось топливо. Дирижабль начало сносить ветром к границе с Финляндией. Экипаж принял решение приземлиться. Во время приземления дирижабль зацепился за линии электропередачи и загорелся. Экипаж выпрыгнул из гондолы. Дирижабль упал на собачий питомник НКВД. Погиб один член экипажа и около 100 овчарок.
СССР-В-7 бис сгорел в пожаре. Командир корабля Владимир Устинович был осуждён на 2 года, но вскоре освобождён.



Sergei Bendin Когда для моего журнала "Вестник воздухоплавания" мы готовили материал по станции Маяковская и мифах о ней, то просто обратились к дочери Душкина за интервью. Помимо этого были и другие источники информации -- в частности, доступ к материалам Долгопрудненского КБ автоматики (экс-Дирижаблестрой), где я был пиар-директором... Короче, эти листы нержавейки, которые вы упомянули, не имеют отношения к дирижаблю СССР-В7 и вообще к полужестким дирижаблям Дирижаблестроя.
Металлические арки - это аллюзия на цельнометаллический дирижабль по проекту Циолковского, оболочка прототипа которого была выполнена из листов нержавеющей стали. На базе комбината "Дирижаблестрой" при жизни Циолковского было построено 2 прототипа -цельнометаллических дирижаблей. Испытания модели объемом 1000 куб. м показали, что конструкция вполне может функционировать.
И это было до 1935 года, когда проект был свернут в связи с кончиной Циолковского.
Чтобы сделать такие прототипы была в СССР внедрена новая технология проката нержавейки. Душкин высказал смелую идею использовать в конструкции и интерьере станции металл. Более того, он сразу же решил «углубиться» в авиационную область и пригласил в качестве соавтора известного авиаконструктора Александра Ивановича Путилина (одного из создателей легендарных самолетов АНТ-2, АНТ-3 и проч.). Именно Путилин предложил обратиться на «Дирижабльстрой». Душкин обратился к Туполеву, который курировал в том числе и Дирижаблестрой, с просьбой помочь в оформлении строящейся станции.
В 1938 году на «Дирижабльстрое», на том самом оборудовании, которое предназначалось для изготовления ребер жесткости дирижабля Циолковского, по специальному заказу для станции метро «Маяковская» были изготовлены декоративные арочные конструкции. Примечательно, что нигде, кроме «Дирижабльстроя», не было широкополосного профилированного стана, позволявшего изготовить подобные гофрированные детали из нержавеющей стали. Более того, «Дирижабльстрой» направил на «Маяковскую» своих монтажников, чтобы те проследили за установкой профилей, так как это было первое в истории использование металлических конструкций такого плана в московском метро.
А вот если бы на оформление метро притащили куски СССР-В7 или иных полужестких дирижаблей СССР, создаваемых в парадигме конструкций Умберто Нобиле, то это был бы реально ужас. Намекну: вся конструкция полужестких дирижаблей Нобиле основана на металлической килевой балке. Точка. Это такая огромная "дуга", внутри которой была проводка, баки с горючим и трапы. К этому килю крепилась матерчатая оболочка из прорезиненного брезентообразного материала с алюминиевым напылением (никаких металлических изделий внутри этой газодержащей "тряпки" не было, если не считать проволочных растяжек). Эта ферма была своеобразным монолитом (поскольку в единую конструкцию собиралась посредством сварки -- не клепки, не проволочной стяжкой с последующей опайкой, как обычно делал Нобиле для своих аппаратов - а именно сварки, предложенной инженерами СССР). Да и сам Душкин не позволил бы такой пугающей железякой кошмарить свой проект...
Так что, станция Маяковская получилась на славу не за счет кусков-останков, а за счет свеже-прокатанных арок из нержавейки на высокотехнологичном по тем временам оборудовании. Есть еще станция метро с дирижабельным подтекстом, но менее экспрессивным., чем Маяковская. Это "Автозаводская". По задумке авторов, спускаясь по эскалатору вниз, люди должны были ощутить, что входят в кабину огромного дирижабля. Но для этого эффекта специально было продумано освещение
"игра света и теней". Однако впоследствии расстановку световых устройств изменяли не раз, насажали неонок... короче убили эффект входа в большой дирижабль...

16195169_1300766563315790_1804273526119842516_n
На фото часть обшивки дирижабля Циолковского из той же самой нержавейки, что и на ст. Маяковская, прокатана на тех же машинах.

16112889_1300769359982177_2237063859625791299_o
Вот один из таких аппаратов, созданных Дирижаблестроем под проект дирижабля Циолковского. Эта оснастка позволяла почти ювелирно настраивать прокат и гофрирование листов нержавейки, осуществлять их формовку и др. операции.

16107556_1300773499981763_6775678511923769506_o
Вот сам прототипный дирижабль Циолковского в эллинге Дирижаблестроя (1935 г.). И сделан он из точно такой же "гофры", что и декоративные арки на "Маяке"....


PS:

Николай Хоменко Слышал от оч уважаемых специалистов, что в то время станции метро проектировались под её название. А названия потом, руководствуясь революционно-политической целесообразностью, дали не те, которые предусматривались вначале. Например станция, которая сейчас называется Маяковская, должна была называться Триумфальная - она находится на Триумфальной площади, вернее - под ней, на которой раньше находилась Триумфальная арка, которая впоследствии была перенесена на Кутузовский***. Соответственно, интерьер этой станции разрабатывался архитекторами и дизайнерами под концепцию названия Триумфальная - вся станция в ажурных триумфальных арках.

*** -
автор ошибается и путает Триумфальные арки. Арка в честь победы в войне 1812 года никогда не стояла на Триумфальной площади. Через Тверские ворота торжественно въезжали в Москву иностранные послы, а после постройки С.П-б - цари, возвращавшиеся в Кремль из новой столицы. Это последнее обстоятельство и послужило тому, что в XVIII веке въезд у Тверских ворот стали украшать триумфальными арками что и дало название самой площади.


Tags: архитектура, история Москвы, история СССР, метрополитен
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments