kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Categories:

Дискуссионно: Преподобный Сергий Радонежский в творчестве Николая Рериха.

img429


Многообразный талант, неутомимый труд и широкий круг интересов, уникальная география путешествий и длинная, наполненная жизнь
сделали Николая Константиновича Рериха (1874-1947) одним из самых известных деятелей русской культуры в мире.
Как бы ни относиться к духовным исканиям и «парарелигиозным» построениям Рериха и его супруги, Елены Ивановны, нельзя не признать,
что художник и мыслитель создал свой неповторимый и узнаваемый стиль, свой эстетический космос, в котором одно из ключевых мест
принадлежит образу Сергия Радонежского. Знаток и любитель древнерусского искусства, Рерих ни в коей мере не делал попыток его имитировать;
все его произведения, включая выполненные для Церкви, создавались с фантазией, которая порой шла вразрез с каноном. Используя формальные
принципы церковной живописи, Рерих давал волю своему художественному чувству и воображению.



900_sergii_88888

Одна из первых работ, посвященных Радонедскому поживжнику, «Сергий-строитель», написана в 1925 году; она репродуцировалась в открытке
и рассылалась Рерихом многочис¬ленным сочувствующим его идеям объедине¬ния мира под Знаменем культуры. Как некую иллюстрацию описанного
в Житии Сергия созидательного подвига можно рассматривать эту картину, где на фоне зимнего сурового пейзажа помещена небольшая фигурка Преподобного, строящего часовню, а рядом — «наблюдающий» за его работой медведь.
К образу Сергия Рерих вновь обратился в картине «Святой Сергий» в 1932 году. Эта и другие картины Николая Константиновича поступили в Третьяковскую галерею в 1949 году из собрания Русского Культурно-исторического музея в Праге. Идея В. Ф. Булгакова создать в эмиграции музей русского искусства была горячо поддержана художником, он передал музею для экспонирования двенадцать своих работ и три картины своего сына Святослава Рериха, среди которых был исполнен¬ный сыном «Портрет отца».
«И иностранцы, и русские в восхищении от Ваших картин, — писал Булгаков Рериху. — Особенно поражает преподобный Сергий: внешней выразительностью, глубоким внутренним смыслом, смелостью сочетания красок, остающегося в то же время нежным и гармоничным (так как это «доступно только Рериху»).
По словам самого художника, парной картиной к «Святому Сергию» стал образ Франциска Ассизского.
«Св. Сергий» — левое крыло диптиха для цветного стекла, правое крыло — «Франциск».
Сведений о том, что такой витраж был изготовлен, не существует, но специфика замысла накладывает отпечаток на композиционный и живописный строй картины, выполненной насыщенными и яркими локальными цветами.
В картине «Святой Сергий» художник, без¬условно, использовал элементы иконографии преподобного, но придал им замысловатую форму, изменил и дополнил новым содержанием, переставил акценты. На картине Сергий изображен на невысоком пригорке, перед своим монастырём; у стен его видны копья, знамёна и шлемы воинов. В руках преподобного на плате одноглавый трехнефный храм с шлемовидным куполом — стилизованное изображение Троицкого собора Троице-Сер-гиевой лавры.
За пригорком, справа от преподобного — образ Спаса Нерукотворного: не икона и не хоругвь, а как будто картина в деревянной раме, часть изображения
которой срезана.
Сама лавра показана схематично на фоне фантазийного пейзажа с холмами и горами. Фигура Сергия смещена вправо относительно центра; строго же в центре у верх¬него края на облаке изображено Всевидящее око. Текст в нижней части картины, исполненный архаизированным славянским шрифтом, гласит:
«Дано преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье...»
Смысл надписи легко прочитывается. Пре¬подобный Сергий объединил Россию в XIV веке; его заступничеством и молитвой Россия была спасена от интервенции поляков в XVII столетии. В XX веке Рерих обращается к пре¬подобному, связывая с ним надежды на спасение России.
Особенно актуальной эта картина стала после окончания Второй мировой войны.
Рерих оказался своего рода провидцем.
«Помните, Вы мудро прикрыли надпись на картине «Св. Сергий», — пишет Рерих Булгакову, — не сказать же тогда, что дано спасти от немцев.
А до Сергиевой Лавры и не дошли враги, а ведь у порога были».
Чтобы лучше понять замысел автора, стоит взглянуть на эскиз. На нём мы видим огибающее холм войско Дмитрия Донского со стягом с изображением
Нерукотворного Спаса. На са¬мой картине от войска остаются только шлемы и копья, а Спас превращается в образ, занима¬ющий весь нижний угол картины.
Картина, тепло встреченная Булгаковым в Праге, где для произведений Рериха выделили в экспозиции целый зал, неоднократно подвергалась критике.
Так, задетый за живое, Рерих в письме к Булгакову из Харбина упоминает: «Между прочим, имейте в виду, что японский наёмник мракобес Васька Иванов
считает именно эту картину безбожной, вви¬ду того, что наверху изображено Всевидящее око. Мракобесы до крайности невежествен¬ны, и не хотят знать, что даже в древнейших фресках это изображение неоднократно мо¬жет быть найдено»4.
На плате, прикрывающем на картине руки святого, изображена эмблема, использован¬ная Рерихом как символ Пакта Культуры. Она заимствована из древнерусского искусства, но в трактовке Рериха получает развитие и на¬полняется не свойственным ей смыслом. «Ска¬жите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонаме¬ренные объяснения, о смысле этого Изобра¬жения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщённому Христианству и так прекрасно претворённой в иконе Рублёва «Святая Живоначальная Троица»... Именно этот символ... подсказал мне наш знак»5.
Стоит отметить, что в образе святого на кар¬тине Рериха Сергию приданы черты какого-то китайского мудреца. Мы видим монголоидные прикрытые глаза, лицо напоминает бесстраст¬ную маску. Отказываясь от канонического изображения преподобного Сергия, художник не пытается (как это делал, например, М. В. Не¬стеров) вообразить себе, каким мог бы быть преподобный в отрочестве, юности и зрелости. Рерих не отталкивался от натуры, ища среди своих современников необходимый ему тип. У художника в этом не было необходимости: он использует элементы канона, но вкладывает в образ тот смысл, который хочет.
В то время, когда была написана эта карти¬на, Рерих уже много лет жил в Индии — в 1928 году он поселился в долине Кулу у подножия Гималаев. Его письма, публицистика, жизнь, свидетельствуют, что Рерих лишь формально причислял себя к православию. Семья и после¬дователи мастера особо почитали преподобно¬го Сергия — но не надо забывать, что Рерих и его жена были создателями синкретического учения — «Агни Йоги», или «Живой Этики». Не отказываясь от христианства, Рерих пытал¬ся соединить и объединить все религии; ищет в различных учениях и культах схожие черты, считая факт их существования подтверждени¬ем его теорий. Некая доля лукавства, заклю¬чённая в его позиции, позволяла ему обвинять противников в некультурности и невежестве.
Сравним два текста. В Пекине, в 1934 году, Рерих писал вроде бы во вполне православ-но-патриотическом стиле: «Высокий Воспи¬татель русского народного духа, Истинный Подвижник Православия, Воевода за правду и

строительство Преподобный Сергий Радонеж¬ский является крепким прибежищем русского народа во все трудные годины земли русской. Жизнеописания Преподобного Сергия говорят о многих знаменательных чудесах Преподобно¬го, и чудеса эти просияли не только при жизни Подвижника, но и после отхода Его в течение всех веков и до сего дня. Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьётся русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине»6.
Но ещё раньше, в 1925 году, в путевом дневнике «Алтай — Гималаи» (глава IV «Ладак») Рерих записывает следующие теософские сентенции: «В борении и явлении истины, на колесницах времени встают законоположенники общего блага: неутомимый водитель Моисей; суровый Амос; Лев-Победитель — Будда; справедливость жизни — Конфуций; огненный поэт Солнца — Зороастр; преображённый, отражённый «тенями» — Платон; великий в жертве бессмертия — Благий Исса; толкователь мудрости, одинокий Ориген; великий общинник и подвижник Сергий. Все ходившие неутомимо; все подлежавшие современному преследованию; все знавшие, что учение общего блага придёт непреложно; все знавшие, что каждая жертва общему благу есть лишь приближение путей». Так православный подвижник оказывается в одной «цепочке»
с языческими учителями, библейскими пророками и самим Христом...
В свете всего этого сопоставление Сергия с Франциском вполне закономерно. Сведение вместе этих двух святых православной и като¬лической церквей, относительно близких по времени, было типично как для идей Рериха, так и для рубежа Х1Х-ХХ веков в целом. Бо¬рис Зайцев в своём пересказе жития преподобного Сергия неоднократно упоминал св. Франциска. Две столь мощные фигуры святых, каждый из которых необыкновенно ва¬жен для своей Церкви, не могли не привлечь внимания Рериха. Для художника не имели значения разделения между святыми право¬славной и католической церквей, а скорее важна была сила конкретной личности7.
В письмах художника неоднократно упоминается о его желании построить часовню во имя преп. Сергия недалеко от того места, где жила его семья. Так о. Георгию Спасскому он писал: «Вам будет значительно узнать, что на¬ми уже избрано место в деодаровом лесу на Ги¬малаях, где будет стоять первая часовня Имени Св. Сергия. Драгоценно чувствовать, как имя Преподобного подобно недреманной страже восстаёт на вершинах Бытия...»8
В собрании Третьяковской галереи находятся две картины 1931 года: «Свято-Сергиева часовня на путях в Гималаи» и «Храм во имя св. преподобного Сергия в Америке». Несколько подобных работ есть и в других собраниях; они воплощают так и не осущест¬влённые замыслы художника. Это лишь эскизы, мечты о храме и часовне. Реально построена была лишь часовня в Америке, в деревне Чураевке под Нью-Йорком. Своим обликом она напоминает часовню на картине из со¬брания Третьяковской галереи.
Если в «Сергии-строителе» Рерих обращается к житию Преподобного, который изображён в «делах и трудах», то картина «Святой Сергий» — это манифест, знамя, но никак не обращение к реальному образу. «Святой Сергий — Строитель Русской Духовной Культуры» — так начиналось слово Рериха на освящении Сергиевской часовни в Чураевке.
Изданная в Риге в 1934 году книга «Знамя Преподобного Сергия» объединила в себе не¬сколько текстов: В. 0. Ключевского, Н. К. Ре¬риха и Е. И. Рерих (под псевдонимом Наталья Яровая). Елена Ивановна пересказала житие святого, употребляя ряд терминов, которые имеют большое значение в её теософской системе, тем самым подспудно связывая свои идеи с именем преподобного9.
В последних строках статьи Рерих читаем: «...В дни неслыханных озлоблений и всякого надругания и кощунства, когда высшей культуре духа, а следовательно, и эволюции всего человечества, грозит гибель... душа народов тоскует о Вожде Светлого Будущего». К преп. Сергию она обращается не с верой и молитвой. По её мнению, он, «Осиянный Светом Не¬сказуемым, невидимо Видимый, на ступеньках великой Лестницы Иерархии Света», готов в указанный час «устремить легионы Светлых Сил» и благословить нового «Вождя земного» на новый подвиг. Можно предположить, что именно такой фигурой, таким вождём считала она своего мужа. Недаром его не раз, на первый взгляд, несправедливо обвиняли в том, что он считает себя «реинкарнацией преподобного Сергия» (хотя художник не уставал отвергать эти обвинения).
Несмотря на почитание Рерихом святого Сергия и частое обращение к образу преподобного в художественных и литературных произведениях мастера, его трактовку нельзя рассматривать в отрыве от основных идей и убеждений художника, которые расходятся с традиционным вероучением и отвергаются Церковью.

Автор А. Свокс, ГТГ.

Комментарии к этому материалу смотрим ТУТ:

050012_1_12


http://www.roerichs.com/tvorchestvo-n-k-reriha-i-pravoslavnaya-traditsiya-na-stranitsah-zhurnala-rodina/

.
Tags: интересное, искусство, история России, картины, личности, религия
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments