В селе Полховский Майдан Нижегородской области мало что изменилось за сотни лет. Те же деревянные домики с изразцам. Те же разбитые дороги. Тот же липовый лес. Тот же промысел. Уже четыре века подряд в здешних мастерских рождается самый узнаваемый сувенир России – матрешка.
Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже – красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.
Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.
Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей), а летом – 20 000. Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где – нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей».
Токарная мастерская для мужской половины – все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10–12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.
Только на первый взгляд это сестры-близняшки. На самом деле двух одинаковых не найти. Ручная работа.
Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала – ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают.
Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть – из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей.
Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.
– Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка – самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм.). Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.
Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью.
И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 до 7000 рублей.
Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы. Мода на деревянные изделия меняется. Спрос рождает предложения.
Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино. У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.
Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу. Ваш комментарий — лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
с
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
источник
Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже – красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.
Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.
Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей), а летом – 20 000. Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где – нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей».
Токарная мастерская для мужской половины – все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10–12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.
Только на первый взгляд это сестры-близняшки. На самом деле двух одинаковых не найти. Ручная работа.
Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала – ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают.
Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть – из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей.
Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.
– Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка – самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм.). Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.
Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью.
И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 до 7000 рублей.
Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы. Мода на деревянные изделия меняется. Спрос рождает предложения.
Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино. У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.
Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу. Ваш комментарий — лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!
с
Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)
источник
Journal information