Василия Яковлевича Ситникова вся дипломатическая и богемная Москва 60-х и 70-х, а также фарцовщики, осведомители КГБ, завсегдатаи Сандуновских бань и торговцы иконами, называли «Вася – Русский сувенир».
Василий Яковлевич Ситников в мастерской.
Картины Ситникова в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке, в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии. Сотни учеников, но ни одной монографии, ни одной персональной выставки.
Родился в селе Ново-Ракитино (Лебедянский уезд Тамбовской губернии) в крестьянской семье. В 1921 вместе с семьей переехал в Москву. В 1933 учился в Московском судомеханическом техникуме; увлекался изготовлением моделей парусников. Поступить во ВХУТЕМАС в 1935 году не удалось. Работал на строительстве метро, художником-мультипликатором и модельщиком у режиссера А. Л. Птушко, показывал диапозитивы на лекциях профессоров Художественного института имени В. И. Сурикова .
Выставка под открытым небом, состоявшаяся 15 сентября 1974 года в Битцевском парке вошла в историю, как «бульдозерная». Тогда представители советского андеграунда выставили на всеобщее обозрение свои работы. Вместо социалистических строек - замоскворецкие дворы, пиво и россыпи раков, вместо портретов передовиков производства – портреты своих возлюбленных. Они не хотели рисовать по правилам соцреализма. Их работы провисели в парке около получаса, после чего художников и посетителей разогнали бульдозеры. Но других шансов выйти к зрителю у этих людей просто не было.
Автопортрет.
Среди художников-нонконформистов, которые выставили свои полотна, был и Василий Ситников. В 1941 г., работая на окопно-оборонительных работах, собирал листовки, разбросанные фашистскими лётчиками, а также найденное оружие. Всё это у него было потом найдено дома, и его арестовали. Собирание листовок было вызвано следующей причиной:
Летит немецкий самолет. Разбрасывает листовки, а они, говорит: розовые, желтые, голубые… ну как их не поднять, потому что, говорит, задняя сторона чистая, на ней же рисовать можно!
На картинах Ситникова почти всегда снег.
Он был признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в Казань. В 1944, вернувшись в столицу, перебивался случайными заработками. В период «оттепели» примкнул к «неофициальному» искусству. С 1951 года художник много преподавал, осуществив свою мечту о «домашней академии».
Попав в Москву, Ситников стал любимцем дипломатов и иностранцев, с удовольствием скупавших его картины. Его называли «Вася – Русский сувенир». Заработанные деньги он тратил на старинные иконы.
Москва и москвичи.
В 1975 мастер эмигрировал в Австрию, в 1980 — в США. Наиболее ценную часть своей коллекции икон (включая «Спаса из Гавшинки») отдал в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Сегодня картины Василия Ситникова хранятся в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии и в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке. Работал он в фантастическом жанре, соединявшим лубочные московские пейзажи с саркастическими образами демонов.
Детали на картинах Ситникова можно рассматривать бесконечно.
Из воспоминаний Анатолия Брусиловского:
"Художника Василия Яковлевича Ситникова со мной связывали не только узы дружбы. Одно время я был его опекуном. По людоедским советским стандартам того времени его зачислили в разряд сумасшедших. С одной стороны, это позволяло избежать более серьезных уголовных преследований. С другой стороны, его в любой момент забирали без всякого спроса в психушку. Он не имел права иметь при себе паспорт, который хранил я, то вытаскивая Ситникова из неприятных ситуаций, то ответствуя за его действия. В общем, я исполнял функцию то ли патронирования, то ли юридической «крыши», по сегодняшней терминологии."
"Вася Ситников был не только художником. Он был Леонардо да Винчи своего времени. Он спроектировал, например, и сделал своими руками особые байдарки, которые висели у него под потолком. Он был охотник, и у него висели шкуры самых разных зверей. Он был собиратель. У него были, например, удивительные индуистские скульптуры. Помню танцующего Шиву, приникшего к своей супруге Парвати. Она была отдельной фигуркой, которую можно было надеть и снять с его фаллоса. Очень красивая бронзовая вещь XVII века. Вообще квартира Ситникова была переполнена предметами необычайного качества, которые ему приносили какие-то экзотические люди и за которые он, естественно, не платил ни копейки. У него была необыкновенная коллекция икон. Когда он, русский до предельных своих крестьянских корней, уезжал из СССР по израильской визе, он поручил своей сестре отдать эти иконы в музей Андрея Рублева. Там был, например, Спас XII века, домонгольского периода, причем, в идеальной сохранности, стоивший несколько миллионов золотых рублей. Лувр рыдал, чтобы его иметь.
Или совершенно уникальная коллекция вин и алкогольных напитков. Васька никогда не курил, не пил спиртного, несмотря на свой мужицкий, с распластанной бородой вид. Все иностранцы, его клиенты, приходя к нему, приносили с собой из магазина «Березка» несколько бутылок виски, джина и прочих замечательных веществ. Он, как рачительный хозяин, все это складывал в какую-то подземную кладовку, в которой после его отъезда оказался колоссальный винный склад."
Скончался в Нью-Йорке. Стараниями сестры Тамары и брата Николая прах Василия Яковлевича Ситникова перевезен из США в Россию и захоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Journal information