kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

"Чёрная смерть" - на головы нацистов.

Оригинал взят у a_tushin в «Черная смерть» - на головы фашистов
Оригинал взят у a_tushin в «Черная смерть» - на головы фашистов
http://scalemodels.ru/images/2012/02/1328801467_rr-2.png

Все наслышаны о легендарном советском штурмовике Ил-2. Но на бескрайних просторах рунета я нашел интересную статью подробно рассказывающую благодаря чему Ил-2 снискал себе такую славу в небе войны.

Как только не называли Ил. Немецкие пилоты за живучесть называли его «бетонный самолёт» (Betonflugzeug) и— «цементированный бомбардировщик» (Zementbomber). В вермахте он заслужил несколько почётных прозвищ: «мясник» (Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav). В советской литературе существуют утверждения, что еще немцы называли его «чумой» (Schwarzer Tod, дословно: "Чёрная смерть).

Давайте посмотрим благодаря чему дано большинство этих прозвищь. Начнём с брони. Тут, как и в любом экземпляре боевой техники есть свои особенности. Главная особенность ИЛ-2 - включение брони в силовую схему планера самолёта. Броня корпуса заменила собой каркас и обшивку всей носовой и средней части фюзеляжа. Несущий бронекорпус - клёпаный из гомогенной стальной брони АБ-1 (АБ-2 для справки – АБ - 1,2 это на самом деле алюминиевая броня), закрывал двигатель, кабину пилота, радиаторы и некоторые агрегаты (на прототипе бронекорпус защищал также бортстрелка).

Прозрачная лобовая броня козырька кабины имела толщину 64 мм и выдерживала попадание7,62 мм бронебойной пули с нулевой дистанции. Так если подумать, то толщина стекла на 20 миллиметров превосходила лобовую броню танка Т-34, что тоже весьма неплохой показатель.

В остальном этот самолёт ничем сверхъестественным от других не отличался.

Естественно на начало войны никто не умел должным образом использовать всю боевую мощь ИЛ-2 на поле боя. Что касается вооружения, то ИЛ-2 вооружался двумя пулеметами ШВАК, которые стреляли через винт, за счет установки специального синхронизатора.

Но эти пушки при стрельбе в воздухе часто давали задержки по причине некачественной работы пневматической системы перезарядки пушек, обрывов закраин и поперечных разрывов гильз в патроннике.

Советские штурмовики в начальном периоде войны несли потери в воздухе, причинами который были и слабая подготовка летчиков (слабые знания и навыки по основам тактики ведения воздушного боя, порядка прикрытия штурмовиков истребителями), и несовершенство техники (пока полковые оружейники не докопались до причин отказов, ШВАКи «возились мертвым грузом». Только когда подпилили ползуны в механизме перезаряжения и стали использовали обильную смазку гильз, работа пушек вошла в норму).

Теперь об оружии. По эффективности поражения немецкой бронетехники пушечным вооружением, очень быстро выяснилось, что атаки немецких легких (Pz.II AusfF,Pz.38(t)AusfC) и средних (pz.iv Ausf D, Pz.III Ausf G и StuG III Ausf E) танков штурмовиками Ил-2, вооруженных пушками ШВАК, вдоль колонны совершенно неэффективны ввиду того, что лобовая броня немецких танков имела толщину 25-50 мм и снарядом пушки ШВАК не пробивалась.

Появление на фронте с августа 41 -го штурмовиков Ил-2 с пушками ВЯ-23 калибра 23 мм хотя и повысило в целом боевую эффективность штурмовых авиачастей, но не настолько сильно, как этого хотелось бы.

Таким образом, основным средством поражения бронетанковой техники противника в этот период являлись авиабомбы. При этом наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб типа ФАБ-100.

При разрыве ФАБ-100 на расстоянии 1-5 метров от танка осколки пробивали броню средних немецких танков типа Pz.IVAusfD, Pz.III Ausf G и StuG III Ausf E толщиной до 30 мм и, кроме этого, от взрывной волны разрушались заклепочные и сварные швы танков.

Осколочные авиабомбы типа А0-25с и А0-25м, а также фугасные типа ФАБ-50, ФАБ-50м обеспечивали поражение только легких немецких танков типа Pz.38(t) Ausf С и Pz.II Ausf F с пробитием осколками бортовой брони толщиной 15-20 мм при разрыве в непосредственной близости (0,5-1 м) или при прямом попадании.

Теперь о маневренности. Тут все было очень прискорбно, но с другой стороны что можно ждать от штурмовика? Это не истребитель и он имел совсем другие задачи.

Вот, например В.Г. Аверьянов (лётчик, Герой Советского Союза): Самолёт для этой войны был хороший и нужный. Да, он не очень сберегал экипажи, но как оружие - это была отличная машина… Да, пикировать он не мог, но за счёт работы на малой высоте был очень эффективным. Мы брали 400 кг бомб, редко 600 - не взлетал.

Правда, настоящего бомбардировочного прицела у штурмовиков не было, но для чего он? Там некогда прицеливаться! То же относится и к РС - летели, пугали. Самое точное оружие штурмовика - это пушки. Очень хорошие 23-миллиметровые пушки ВЯ. Приходилось лететь и с 37-миллиметровыми пушками НС-37. Когда из них стреляешь, самолёт останавливается - очень сильная отдача. Удовольствия никакого, но мощное, конечно, оружие.

В канун Курской битвы на вооружение поступили кумулятивные бомбы малого калибра. На бреющем полете они сбрасывались на бронетехнику. Сброс проходил из специальных контейнеров, что позволяло «накрывать» широкие полосы. Все попадающее под удар уничтожалось.

Проблему прикрытия от истребителей тоже со временим решили. Действуя большими группами, штурмовики при появлении истребителей «вставали» в круг, прикрываю друг друга с хвоста. Учитывая наличие стрелка за спиной пилота, круг был непреступной позицией для вражеских машин, да и помощь своих истребителей была не за горами.

Таким образом, начав войну гадким утенком, Ил в ходе боев превратился в «летающий танк» один из символов победы нашего народа.

Источник https://vk.com/topic-101003409_32926481




Tags: авиация, военная история, история СССР, техника
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments