kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

В этот день… 13 сентября – 1

День танкиста отмечают также и многие автомобилисты.
Это щас не повод вести себя как пьяный мехвод за стадом гусей. :)

Тут жеж нужен "комплексный подход".
НЕ забывайте, что танкисты - вчерашние суровые дети! :)


Оригинал взят у shatff в В этот день… 13 сентября – 1
О танкистах – и Байкале

Сегодня – второе воскресенье сентября, и в России отмечают День танкиста! По совпадению, буквально на днях мы будем говорить о первой в истории танковой атаке под Соммой – а в августе 1914-го в Русской Императорской армии была образована 1-я автомобильная пулемётная рота. До появления, собственно, танков, оставалось два года – но ничто не возникает на пустом месте!..



…Надо заметить – военные начала прошлого века относились к автомобилям без доверия… дело тут не только в присущем генералам консерватизме – но и в крайней капризности тогдашней техники. Одним словом, предпочтение отдавалось проверенным лошадкам…  однако ещё до начала Первой мировой капитан Каппель (тот самый – будущий генерал и герой Белого движения) написал исследование «Служба автомобиля в армии». В другой работе – полковника Златолинского – речь уже идёт о «боевой повозке на поле сражения» и «панцирном автомобиле».

Война перевела автомобилизацию армии в практическую плоскость; в 1914 году Николай II запишет в дневнике: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». Уже через несколько месяцев император продолжит: «…наши войска забрали порядочно пленных германцев, орудий и пулемётов; очень помогли успеху автомобили с пушками и пулемётами!» (Как видим, в царских дневниках есть нечто кроме «стрелял ворон»…) Заметим – первые отечественные боевые машины строились на отечественном же шасси «Руссо-Балт» – однако, для тяжёлого броневика использовали немецкий «Маннесманн-Мулаг»… любопытно – если учесть, с кем мы, собственно, воевали!..



…Впрочем, перейдём к собственно танкам… Надо признать – в России с ними поначалу как-то не заладилось (при том, что первый проект разработал Василий Менделеев, сын известного химика!) Во всяком случае, ни миниатюрный «Вездеход», ни громадина «Царь-танк»… (Самая большая бронемашина в истории человечества; с девятиметровым передним колесом! Конструктор Лебеденко пробил свой амбициозный проект, подарив императору действующую модель – как говорят, царь с инженером добрых полчаса «аки дети малые» гоняли её по дворцу)… так вот – ни один из этих проектов не пошёл дальше испытательного образца.

Потому первыми танками на наших просторах (уже в Гражданскую), стали британские и французские машины армии Деникина – в конечном счёте, один из «Рено» был захвачен красными, разобран по винтику – и воспроизведён. Так в 1920 году появился танк «Борец за Свободу тов. Ленин» (другое название – «Красное Сормово»). Их сделали два десятка – но повоевать боевые машины не успели – и заступили на службу в качестве тракторов…



(…Это не значит, что Красная Армия обходилась без танков! Первая часть (впоследствии названная Танковой эскадрой РККА) была сформирована в Харькове ещё в 1919-м – но воевала на трофейных машинах, включая знаменитый Mark V).

…Первым же советским танком можно считать лёгкий Т-18 (или МС-1 –  «малый сопровождения»), который появился в 1928-м – впрочем, и он был сконструирован на основе французского FT-17… Этих машин было выпущено чуть меньше тысячи – и некоторые ещё повоюют в самом начале Великой Отечественной…

….Здесь мы, пожалуй, прервёмся – поскольку на сегодня выпадает ещё несколько примечательных дат!

…Например – День Байкала, который, как мы знаем, никакое не озеро, а – «Славное море»! На самом деле, как ещё назвать это водное пространство, протянувшееся на 620 км и достигающее 79 км в ширину?!... (На этой площади свободно разместятся Нидерланды или Бельгия). При таких впечатляющих параметрах, Байкал – всего лишь шестое озеро в мире по размерам; зато – самое глубоководное; максимальная известная на сегодня глубина – 1642 метра; потому наше озеро – крупнейшее из существующих вместилище пресной воды. (Причём, вода эта – высочайшего качества: холодная и настолько чистая, что, как говорят, может использоваться вместо дистиллированной).



…Впрочем, никакие цифры не в силах передать волшебной красоты этих мест – потому процитируем А. П. нашего Чехова: «Байкал удивителен… Вода прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь неё, как сквозь воздух; цвет у неё нежно-бирюзовый, приятный для глаза. Берега гористые, покрытые лесами; кругом дичь непроглядная, беспросветная. Изобилие медведей, соболей, диких коз и всякой дикой всячины…»  (Жаль, что тут не побывал А. С. наш Пушкин – тогда мы бы располагали более эффектной картиной!)

PS: …Ненадолго вернёмся к танкам. СССР располагал армадой более чем в шестьдесят тысяч этих боевых машин – у современной России примерно десять тысяч. По мнению специалистов, в современном бою танк «живёт» считанные минуты… однако, в своё время, наших западных партнёров удержало от ядерной атаки банальное обстоятельство: бомб мало, а танков много – и в считанные недели грохот гусениц раздастся у побережья Ла-Манша… Впрочем, это – совсем другая история.



Напоследок. 14 сентября 1941 родился Дэвид Клейтон-Томас – певец  успешной группы 70-х «Blood, Sweat & Tears». Пару её песен опубликовала даже «Мелодия» – правда, под ником «Поют вокально-инструментальные ансамбли». 



И ещё. 13 сентября 1944 года родился Питер Пол Сетера – басист и певец Chicago, а впоследствии – успешный сольный артист.




Tags: даты, юмор
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments