kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Гопники-неформалы.

В младыя годы. проживал я недалеко от Старого Арбата, который был своего рода "Меккой" для молодёжных тусовок всех стилей и направлений.
Разумеется, "кулютерный отдых" не всегда превращался в бренчание "под гитарку" и потягивание портвешка. Таким миролюбием отличались
разве только "хипы". Пошутить с друзьями мы тоже очень уважали.
Конфликты и драки стали происходить ещё чаще, когда в Москву потянулись компании т.н. "люберов", целью которых было "цеплять"
не только "неформалов" - панков, металлюг, но и вообще всех, "кто, по их мнению, "не так одет", либо просто физиономия не понравилась.
Между тем, это были не просто хулиганы и гопники. Большинство были "идейные", если так можно сказать.
Сама история происхождения этого неформального молодёжного движения советских времён тоже довольно интересная.

В конце 1960-х молодежь подмосковного промышленного города Люберцы мало чем отличалась от своих сверстников. Однако все стало меняться
с открытием в 1968 году атлети-ческого зала на улице Мира.
В этой "качалке", в отличие от большинства советских секций, не навязывали травмоопасную тяжелую атлетику, а давали возможность
заниматься развитием мускулатуры.
Правда, западный термин "бодибилдинг" предусмотрительно заменили на "культуризм", намекая на культ тела Древней Греции.
Вскоре самопальные "качалки" стали открывать не официальные власти, а сама молодежь. Они находили подвал и самовольным порядком
заселяли его.
Старожилы движения помнят, что наилучшим местом был подвал нежилого здания. Во-первых, там были высокие потолки, что делало возможным
выполнять жим стоя.
В жилых же домах с низ-ким подвалом приходилось рыть яму, в которой делали эти упражнения.
Во-вторых, "железо" при занятиях сильно гремело, и жильцы первого этажа часто вызывали милицию. Но для милиционеров у самозахватчиков
был железный аргумент: "Молодежь физически готовится к службе в Советской армии".
Учитывая, что у милиции было полно забот с настоящими хулиганами и преступниками, гонять "спортсменов" никто не жаждал.

img569



20110203110843_61_1

Уже к концу 1970-х годов люберецкие парни, перезнакомившись на ниве спорта, перестали делить территорию и устраивать групповые драки.
Вместо этого в моду вошли соревнования между "качалками".
В спортивных магазинах ребята покупали грамоты и медали и награждали ими победителей соревнований. Все это способствовало
возникновению общей сущности - "люберецкие".
Но и в этой массе выделились две основные группы: "спортсмены" и "хулиганы".
Первые занимались спортом с претензией на профессионализм - соблюдали режим, узнавали новые методики тренинга, достигали высоких
результатов. А вторые посещали зал "за компанию".
После тренировки они могли выпить пива под гитару или даже употребить что покрепче.
Самым ярким развлечением "люберецких" стали поездки в Москву.
Мегаполис давал куда больше возможностей для развлечений, нежели Люберцы. О том, чтобы грабить или бить московских сверстников,
поначалу не было и речи.
"На остановке нас собиралось 19 человек. До станции дойти - ерунда, - вспоминал бывший "любер".
- Садимся в электричку, песни попеть, покататься. Ну а в столице -другое дело. Кто нас заденет, мы себя в обиду не давали".
С годами поездки "люберецких" в Москву стали обязательными. Оттуда часто привозили трофеи: клок срезанного ирокеза неформала,
отобранные деньги или значки, которые можно было продать.
Мишенью "люберецких" были представители неформальных течений - металлисты, панки, брейкеры и скейтеры.
Основными "местами битвы" - парк им.Горького, Арбат и Крымский мост.
Интересно, что культовый музыкант Егор Летов, в 1980-х годах ходивший в неформальном прикиде, вспоминал, что в самих Люберцах
к нему никто не предъявлял претензий, зато в Москве он регулярно "получал по голове" от тех же самых парней.
На своей территории драться считалось неправильным.
Определить "любера" по внешнему виду не составляло труда.

BrianMoss_007_1

Как правило, это был крепкий парень до 25 лет, в трениках, кроссовках и майке (чтобы мышцы было видно).
Зимой "люберы" ходили в широких клетчатых штанах, телогрейке (она была удобна и смягчала удары), а также в плотно прилегающей к голове
шапочке.
У движения был свой символ -треугольник, пронзенный штангой. Потом появился и гимн, по иронии судьбы, больше всего известный в
исполнении все того же Его¬ра Летова:
"Родились мы и выросли в Люберцах,
Центре грубой
физической силы.
И мы верим, мечта наша сбудется:
Станут Люберцы
центром России".
Разгон нацистов 20 апреля 1982 года подвел под люберецкое движение идеологическую базу: "Люберы - рабочая молодежь,стоящая на
страже традиционных моральных ценностей".
Потому долгое время милиция просто закрывала глаза на "люберов", считая их отчасти своими помощниками.
С началом перестройки "люберы" стали грозой столичных неформалов, и отношение милиции к ним поменялось.
Причиной тому были массовые драки и грабежи, инициированные качками. И это не могли не заметить журналисты центральной прессы,
много писавшие в 1986-1987 годах о выходках крепких парней.
По сути, они и "слепили" образ любера, превратив это движение из местечкового во всесоюзное.
Однако, несмотря на увеличившееся количество "люберов" (уже не из Люберец), движение катилось к закату.
По сути "люберов" уничтожила эпоха дикого капитализма.
Ведь большинство из них уже к концу 1980-х стали членами преступных группировок. Физическая мощь и навык сплоченности оказались
востребованными в бандитских войнах 1990-х.
Вот только цена за такую жизнь оказалась высокой. До 75% люберов из 1980-х так и не пережили 1990-е.

Люберам посвятил одну из песен Юрий Шевчук - лидер группы "ДДТ".



.
Tags: история СССР, люди, музыка, спорт
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment