
Аэроплан "Моран-Парасоль".
Авторитет Георгиевских наград в России был традиционно высок, и они стали истинно народным символом героизма, проявленного при защите
родного Отечества. Это обусловило популярность Георгиевской символики в самых разнообразных воинских формированиях.
При создании Поволжской Народной армии летом 1918 года встал вопрос о знаках различия. Тон в новом антибольшевистском формировании
задавал Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч), в котором доминировали социалисты-революционеры (эсеры).
По этой причине "реанимация" имперской символики, которая ассоциировалась с династией Романовых, на первых порах была просто немыслима.
Вместо традиционной кокарды было принято решение использовать отрезок Георгиевской ленточки.
Нововведение прижилось, и не только на головных уборах: черно-оранжевые полосы стали наносить на плоскости и стабилизаторы аэропланов
Поволжской армии.
Тем не менее, усвоить новую систему опознавания летательных аппаратов толком не успели даже собственные зенитчики: во время боев за
Казань им удалось сбить лишь один самолёт, да и тот - свой.
По-видимому, в азарте боя артиллеристы просто не обратили внимания на черно-оранжевые полосы на плоскостях.
К сожалению, оригинальные фотоснимки летательных аппаратов авиаотрядов Поволжской армии с Георгиевскими опознавательными знаками обнаружить не
удалось, поэтому не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, полностью ли Георгиевские цвета заменили трехцветные
(бело-сине-красные) розетки на крыльях, фюзеляже и стабилизаторе, или же использовались совместно - в различных комбинациях.
Однако примерно это могло выглядеть так:

Текст: М.Царенко (фрагмент).
Journal information