Ученые из космического агентства США работают над уменьшением сверхзвукового удара, что может дать Конкорду второй шанс.
Одиннадцать лет назад единственный в истории человечества сверхзвуковой пассажирский лайнер совершил свой последний перелет над Атлантикой и ушел на покой. И до сих пор "Конкорд" остается своего рода легендой. При этом трудно представить, но первые разработки сверхзвуковых самолетов имели место в далеких 1960-х годах, а первый полет состоялся 21 января 1976 года из Лондона в Бахрейн. К сожалению, в 2003 году спрос на билеты упал, и подобные перелеты полностью прекратились.
Но цена – отнюдь не главный фактор, сыгравший решающую роль в судьбе "Конкорда". Большой дискомфорт вызван так называемым сверхзвуковым ударом. Когда такой самолет достигает скорости звука, молекулы воздуха, отталкиваемые от корпуса, создают шоковую волну из-за высокого давления, подобно тому, как на спокойной глади воды расходятся волны от весла. Только в данном случае нисходящие потоки воздуха с силой устремляются во все стороны, в том числе и вниз, где достигая земли, ударяются о нее. Таким образом, создается эффект сверхзвукового хлопка. Именно поэтому все предыдущие полеты "Конкорда" происходили над водным пространством, чтобы избежать причинения неудобств людям, живущим в густонаселенных зонах.
Однако идея сверхзвукового лайнера не умерла совсем – НАСА пытается возродить эти проекты. Инженеры космического агентства работают над снижением шоковой волны в исследовательских центрах в Эдвардсе и Хэмптоне, где проводятся испытания сверхзвуковых самолетов. Также ученые тестируют реакции респондентов на различные звуковые удары, пытаясь найти компромисс между человеческой природой и технологиями. Тестируемым предлагается прослушать 140 звуков, похожих на те, которые возникают во время полетов сверхзвуковых лайнеров.
Несмотря на привлекательность и преимущества подобного типа самолетов ("Конкорд", например, мог перевозить 100 пассажиров на расстояние в 4400 миль со скоростью до 1350 миль/час, что занимало менее 3 часов для перелета из Лондона в Нью-Йорк), разработчикам все же стоит подумать о ценовой политике, или большинство населения по-прежнему будет летать на более дешевых и медленных рейсах.
Journal information