Оригинал взят у far01 в Агойский аэродром. Забытые могилы
Многим известен аэродром рядом с поселком Агой Туапсинского района. Известна история его строительства в 1942 году, при начале Туапсинской оборонительной операции. Я же, хочу рассказать о том, что было забыто, что стало неизвестным. О могилах, погибших на аэродроме.
Чтобы в 1942 году построить военный аэродром в 12 километрах от Туапсе в долине реки Агой, предстояло выкорчевать несколько гектаров пней дубового леса, выполнить сотни тысяч кубометров земляных работ, укрепить берега реки вдоль будущей взлетной полосы, создать дренажную систему.
Именно такую задачу ставил приказ, с которым я, старший инженер аэродромного отдела ВВС Северо-Кавказского округа, прибыл в Туапсе, выехав 6 июля из Ростова-на-Дону. Для окончания строительства в месячный срок необходимо было привлечь 3,5 тысячи человек, 800 подвод, 30 тракторов и другую технику. Необходимы были подрывники и, естественно, взрывчатка.
Владимир Усич
Аэродром был построен в сжатые сроки. В разное время, он служил местом базирования различных авиаполков и частей, воевавших в небе Туапсе и Кубани. До сих пор не удалось найти фотографии военных лет, сделанные на аэродроме. Нам удалось разыскать только одну.
[ История войны и поиска]
Боевая работа на аэродроме была чрезвычайно трудной. Взлетная полоса, раскисающая от осенних дождей, и почти полное отсутствие зенитного прикрытия. Первые месяцы аэродром прикрывали всего три (!) зенитных пулемета «Максим»… При налетах и штурмовках аэродрома, летчики люфтваффе чувствовали себя фактически безнаказанно.
Из мемуаров Анатолия Иванова:
7 сентября 1942 года полк получил приказ перелететь на полевой аэродром, расположенный в ущелье, неподалеку от моря. Небольшая посадочная площадка располагалась на высохшем русле горной речки.
Ждать пришлось недолго, к вечеру появились бомбардировщики Ю-87 или, как мы их попросту называли, «лаптежники». Вначале показалось, что они идут на порт Туапсе, но они не последовали туда, а развернулись и нанесли сильный удар по нашему аэродрому. Самолетов они не уничтожили, но в ущелье стоял такой грохот, что, казалось, горы сдвинутся с места.
Все поняли, что фашисты здесь не дадут нам покоя. В дальнейшем так оно и было.
Часто, бывало, распорядок дня начинался необычно: как только займется рассвет, появляются «мессершмитты» и нахально начинают летать над аэродромом. Но все самолеты и автомашины замаскированы в капонирах. Фашисты заходят над аэродромом парами и начинают выполнять фигуры пилотажа: горки, бочки, петли выделывают. Дескать, полюбуйтесь, какие мы храбрые. Взлетайте – сразимся.
А мы, стиснув зубы, наблюдаем за этим зрелищем. Иногда пара «мессершмиттов» зайдет, постреляет по стоянке самолетов наугад, а то прошьет длинной очередью по всему аэродрому. Потом сделает горку и уйдет к себе домой.
А мы сидим. Смотрим. Кровью сердце обливается, но сидим.
Немцы улетели. И тут зашевелился аэродром, как муравейник. К истребителям мчатся автомашины-стартеры, заревели моторы, минута, другая и «ишачки» уже в небе, пошли на выполнение задания.
Иного выхода не было. Когда фашисты над аэродромом – взлетать нельзя, вот и приходилось хитрить.
– А вы их больше зенитками бейте, – посоветовал как-то шофер автомашины Чукмек.
– А ты, что не видел? – На аэродроме всего три точки спаренных пулеметов. Тут нужна зенитная артиллерия…
Зенитки вокруг аэродрома появились значительно позднее. Их не хватало даже для прикрытия порта Туапсе.
А до этого летчикам приходилось использовать всевозможные уловки.
– Ну, раз нет артиллерии, надо пыль в глаза пускать, – предложил Чукмек.
– У тебя, Чукмек, не высокая температура?
– Почему температура, зачем температура? Чукмек говорит дело.
– Ну, тогда выкладывай.
– Понимаешь, – торопливо начал разъяснять шофер, – надо к автомашине прицепить ветки. Моя будет ехать, а ветка пыль пускать. Пусть фашист думает, что эта «ишак» лететь хочет.
– А ведь это гениальная мысль! – обрадовался Радкевич.
Мы обстоятельно обсудили предложение Чукмека и решили прицепить к машине что-нибудь потяжелее. И ветки тоже, чтобы пыли больше поднималось.
«Мессершмитты» уже кружатся над нами, высматривают. Вдоль берега до станции Лазаревской дойдут и обратно.
А машина Чукмека уже стоит нагатове, замаскированная под деревом. На длинном тросе к автомобилю прикреплен кусок рельса, за ним – большие ветки от деревьев.
Наблюдаем. «Мессершмитты» развернулись, пошли по направлению к Лазаревской.
– Чукмек, газуй! – кричали шоферу.
Автомашина мчится на полной скорости, за ней пыль столбом; с высоты создается впечатление, будто взлетают наши истребители. Немцы, увидев клубы пыли на аэродроме, срочно по радио сообщают в Майкоп. Оттуда приходит на помощь четверка истребителей. А у нас никто не взлетел, это им Чукмек пыль в глаза пустил.
Фашисты мечутся в небе, наши самолеты ищут. Нет никого, не видно. Прошло сорок минут, и «Мессершмитты» уходят восвояси – у них горючее на исходе. Теперь настало наше время. Взлетаем и идем выполнять свою задачу – фашистов штурмовать.
Тогда 36 ИАП воевал на маленьких "Ишачках" - истребителях И-16...
Вот так сражались летчики, сражался аэродром. И тут я подхожу к тем, кто погиб и был похоронен на аэродроме. Их имен нет на воинском мемориале в Агое, их нет в списках погибших за Туапсе. На семь десятков лет они попали в забвение…
Работая по поиску летчиков и самолетов Великой Отечественной, под Терзияном нами были найдены обломки истребителя И-16. Было установлено, к какому полку принадлежал самолет. Проверяя данные боевых потерь полка, мы узнали о капитане Аввакумове. Найденный И-16 был не его. Но устанавливая судьбу летчика, мы пришли к аэродрому Агой.
Капитан Аввакумов Константин Ксенофонтович
Пока нам не удалось найти в архивах его военного снимка, мы продолжаем работу. В его семье сохранились фотографии Кости в юношеском возрасте.
Собирая документы и свидетельства о нем, мы узнали об удивительно смелом и отважном человеке, о котором с уважением и любовью отзывались его боевые товарищи. Член штаба 5-й воздушной армии, отличный летчик.
Чего только стоил эпизод вывоза из немецкого тыла боевых товарищей на стойках шасси истребителя И-16, самолеты которых были сбиты при штурмовке войск противника. Фронтовые газеты перепечатывали статью «Четыре отважных капитана». Об этом подвиге говорили и вспоминали летчики разных фронтов.
Костя Аввакумов погиб 22 октября 1942 года. Вот короткие строчки из боевого донесения.
Возвращаясь с задания, летчики, как правило, приводили «на хвосте» четверку, иногда шестерку, а то и восьмерку «мессершмиттов». Приходилось садиться с боем. Уже шасси выпустишь, а фашисты все атакуют. Один самолет садится, пара взлетает на подмогу.
Благодаря мемуарам заслуженного военного летчика СССР Антатолия Иванова, не опубликованным воспоминаниям летчика Мартынова удалось узнать обстоятельства гибели капитана Аввакумова.
Воспоминания боевых товарищей Константина Аввакумова не претендуют на документальную точность, но в общем, они соответствуют боевому донесению.
Капитан погиб, прикрывая посадку истребителей на аэродром Агой.
Нами установлена связь с Людмилой Константиновной Кошелевой (Аввакумовой), племянницей летчика. Она переслала мне письмо от командования части, в которой служил Константин, написанное для сестры летчика, в 1968 году.
Мы пока не нашли место падения И-16 Аввакумова близ аэродрома. Может быть оно давно застроено, в последующие годы. Это нужная работа, но это не главное. Самым важным является то, что Константин был похоронен товарищами на аэродроме. И круговерть войны, смена полков и частей на аэродроме, неумолимое время, сделали свое дело. Исчезли фанерные памятники, сравнялись с землей земляные холмики. Я пишу во множественном числе, потому что рядом с капитаном Аввакумовым были похоронены другие погибшие.
Только что на аэродром сел полковой самолет связи У-2. Летчик, вылезая из кабины и спеша в штаб полка, приказал немедленно заправить самолет бензином. Находящаяся поблизости девушка-оружейница, сержант Ачкасова, вызвав бензозаправщик, влезла на крыло отвернуть пробку бензобака, как тут откуда ни возьмись четверка «Мессершмиттов» атаковала аэродром. Девушка отпрянула от фюзеляжа и, сделав неудобный шаг в сторону, продавила ногой перкалевую обшивку крыла и, провалившись между нервюр, нога застряла. Снаряд самолетной пушки «Мессершмитта» угодил сержанту прямо в поясницу и взорвался. Ни самолет, ни бензозаправщик, никто другой находящийся вблизи, не пострадали. Гибель девушки-оружейницы сержанта Ачкасовой была первая и единственная потеря среди оружейниц полка. Столь нелепая и трагическая смерть вызвала слезы у видавших виды закаленных в боях мужчин полка, искренне сожалеющих о гибели столь прекрасной юной девы, особенно в минуту прощания. Похоронили там же на берегу моря, неподалеку от могил Аввакумова и Николая Логинова.
Это пишет Мартынов. Николаем Логиновым он называет, видимо, ефрейтора Николенко, погибшего в ходе того же налета, что и Ачкасова.
Нам пока не удалось найти учетные данные Ачкасовой и Николенко. Предстоит еще большая архивная работа.
В западной части Агойского аэродрома, под поросшей травой да мелким кустарником землей, лежат те, кто погиб защищая Туапсе. Забытые.
В настоящее время нами, туапсинским филиалом краевого поискового отряда «Кубанский плацдарм» ведется работа по поиску места захоронения и увековечиванию памяти погибших на аэродроме.
Большая благодарность Людмиле Константиновне Кошелевой за предоставленные сведения из семейного архива, историку и архивисту Алексею Перкаш, за дополнительные сведения. Всем, кто принимал и принимает участие в поиске.
Май 2015 года. Алексей Кривопустов.
Оригинал и полная версия материала.
Как строился аэродром в Агое во время Великой Отечественной войны. Воспоминания Губовой Татьяны Устиновны
(1-й секретарь ВЛКСМ Туапсинского района)
Многим известен аэродром рядом с поселком Агой Туапсинского района. Известна история его строительства в 1942 году, при начале Туапсинской оборонительной операции. Я же, хочу рассказать о том, что было забыто, что стало неизвестным. О могилах, погибших на аэродроме.
Чтобы в 1942 году построить военный аэродром в 12 километрах от Туапсе в долине реки Агой, предстояло выкорчевать несколько гектаров пней дубового леса, выполнить сотни тысяч кубометров земляных работ, укрепить берега реки вдоль будущей взлетной полосы, создать дренажную систему.
Именно такую задачу ставил приказ, с которым я, старший инженер аэродромного отдела ВВС Северо-Кавказского округа, прибыл в Туапсе, выехав 6 июля из Ростова-на-Дону. Для окончания строительства в месячный срок необходимо было привлечь 3,5 тысячи человек, 800 подвод, 30 тракторов и другую технику. Необходимы были подрывники и, естественно, взрывчатка.
Владимир Усич
Аэродром был построен в сжатые сроки. В разное время, он служил местом базирования различных авиаполков и частей, воевавших в небе Туапсе и Кубани. До сих пор не удалось найти фотографии военных лет, сделанные на аэродроме. Нам удалось разыскать только одну.
[ История войны и поиска]
Боевая работа на аэродроме была чрезвычайно трудной. Взлетная полоса, раскисающая от осенних дождей, и почти полное отсутствие зенитного прикрытия. Первые месяцы аэродром прикрывали всего три (!) зенитных пулемета «Максим»… При налетах и штурмовках аэродрома, летчики люфтваффе чувствовали себя фактически безнаказанно.
Из мемуаров Анатолия Иванова:
7 сентября 1942 года полк получил приказ перелететь на полевой аэродром, расположенный в ущелье, неподалеку от моря. Небольшая посадочная площадка располагалась на высохшем русле горной речки.
Ждать пришлось недолго, к вечеру появились бомбардировщики Ю-87 или, как мы их попросту называли, «лаптежники». Вначале показалось, что они идут на порт Туапсе, но они не последовали туда, а развернулись и нанесли сильный удар по нашему аэродрому. Самолетов они не уничтожили, но в ущелье стоял такой грохот, что, казалось, горы сдвинутся с места.
Все поняли, что фашисты здесь не дадут нам покоя. В дальнейшем так оно и было.
Часто, бывало, распорядок дня начинался необычно: как только займется рассвет, появляются «мессершмитты» и нахально начинают летать над аэродромом. Но все самолеты и автомашины замаскированы в капонирах. Фашисты заходят над аэродромом парами и начинают выполнять фигуры пилотажа: горки, бочки, петли выделывают. Дескать, полюбуйтесь, какие мы храбрые. Взлетайте – сразимся.
А мы, стиснув зубы, наблюдаем за этим зрелищем. Иногда пара «мессершмиттов» зайдет, постреляет по стоянке самолетов наугад, а то прошьет длинной очередью по всему аэродрому. Потом сделает горку и уйдет к себе домой.
А мы сидим. Смотрим. Кровью сердце обливается, но сидим.
Немцы улетели. И тут зашевелился аэродром, как муравейник. К истребителям мчатся автомашины-стартеры, заревели моторы, минута, другая и «ишачки» уже в небе, пошли на выполнение задания.
Иного выхода не было. Когда фашисты над аэродромом – взлетать нельзя, вот и приходилось хитрить.
– А вы их больше зенитками бейте, – посоветовал как-то шофер автомашины Чукмек.
– А ты, что не видел? – На аэродроме всего три точки спаренных пулеметов. Тут нужна зенитная артиллерия…
Зенитки вокруг аэродрома появились значительно позднее. Их не хватало даже для прикрытия порта Туапсе.
А до этого летчикам приходилось использовать всевозможные уловки.
– Ну, раз нет артиллерии, надо пыль в глаза пускать, – предложил Чукмек.
– У тебя, Чукмек, не высокая температура?
– Почему температура, зачем температура? Чукмек говорит дело.
– Ну, тогда выкладывай.
– Понимаешь, – торопливо начал разъяснять шофер, – надо к автомашине прицепить ветки. Моя будет ехать, а ветка пыль пускать. Пусть фашист думает, что эта «ишак» лететь хочет.
– А ведь это гениальная мысль! – обрадовался Радкевич.
Мы обстоятельно обсудили предложение Чукмека и решили прицепить к машине что-нибудь потяжелее. И ветки тоже, чтобы пыли больше поднималось.
«Мессершмитты» уже кружатся над нами, высматривают. Вдоль берега до станции Лазаревской дойдут и обратно.
А машина Чукмека уже стоит нагатове, замаскированная под деревом. На длинном тросе к автомобилю прикреплен кусок рельса, за ним – большие ветки от деревьев.
Наблюдаем. «Мессершмитты» развернулись, пошли по направлению к Лазаревской.
– Чукмек, газуй! – кричали шоферу.
Автомашина мчится на полной скорости, за ней пыль столбом; с высоты создается впечатление, будто взлетают наши истребители. Немцы, увидев клубы пыли на аэродроме, срочно по радио сообщают в Майкоп. Оттуда приходит на помощь четверка истребителей. А у нас никто не взлетел, это им Чукмек пыль в глаза пустил.
Фашисты мечутся в небе, наши самолеты ищут. Нет никого, не видно. Прошло сорок минут, и «Мессершмитты» уходят восвояси – у них горючее на исходе. Теперь настало наше время. Взлетаем и идем выполнять свою задачу – фашистов штурмовать.
Тогда 36 ИАП воевал на маленьких "Ишачках" - истребителях И-16...
Вот так сражались летчики, сражался аэродром. И тут я подхожу к тем, кто погиб и был похоронен на аэродроме. Их имен нет на воинском мемориале в Агое, их нет в списках погибших за Туапсе. На семь десятков лет они попали в забвение…
Работая по поиску летчиков и самолетов Великой Отечественной, под Терзияном нами были найдены обломки истребителя И-16. Было установлено, к какому полку принадлежал самолет. Проверяя данные боевых потерь полка, мы узнали о капитане Аввакумове. Найденный И-16 был не его. Но устанавливая судьбу летчика, мы пришли к аэродрому Агой.
Капитан Аввакумов Константин Ксенофонтович
Пока нам не удалось найти в архивах его военного снимка, мы продолжаем работу. В его семье сохранились фотографии Кости в юношеском возрасте.
Собирая документы и свидетельства о нем, мы узнали об удивительно смелом и отважном человеке, о котором с уважением и любовью отзывались его боевые товарищи. Член штаба 5-й воздушной армии, отличный летчик.
Чего только стоил эпизод вывоза из немецкого тыла боевых товарищей на стойках шасси истребителя И-16, самолеты которых были сбиты при штурмовке войск противника. Фронтовые газеты перепечатывали статью «Четыре отважных капитана». Об этом подвиге говорили и вспоминали летчики разных фронтов.
Костя Аввакумов погиб 22 октября 1942 года. Вот короткие строчки из боевого донесения.
Оперативная сводка по 36 ИАП за 22.10.1942г.:
22.10.42 старший группы – старший политрук ЧЕРНЕЦОВ в составе трех И-16 сопровождал на штурмовые действия 5 И-153 в район ГОЙТХ. 16.20 Н-2500 мтр. ГОЙТХ, после атаки цели штурмовиками подошло 4 МЕ-109, которые завязали воздушный бой. Бой вели в течение 35 минут до аэродрома АГОЙ.
17.12 после нескольких атак И-16 с 2 МЕ-109 был сбит капитан АВВАКУМОВ. Атаки МЕ-109 производили – лобовые с близкой дистанции, старались брать в клещи.
22.10.42 старший группы – старший политрук ЧЕРНЕЦОВ в составе трех И-16 сопровождал на штурмовые действия 5 И-153 в район ГОЙТХ. 16.20 Н-2500 мтр. ГОЙТХ, после атаки цели штурмовиками подошло 4 МЕ-109, которые завязали воздушный бой. Бой вели в течение 35 минут до аэродрома АГОЙ.
17.12 после нескольких атак И-16 с 2 МЕ-109 был сбит капитан АВВАКУМОВ. Атаки МЕ-109 производили – лобовые с близкой дистанции, старались брать в клещи.
Возвращаясь с задания, летчики, как правило, приводили «на хвосте» четверку, иногда шестерку, а то и восьмерку «мессершмиттов». Приходилось садиться с боем. Уже шасси выпустишь, а фашисты все атакуют. Один самолет садится, пара взлетает на подмогу.
Благодаря мемуарам заслуженного военного летчика СССР Антатолия Иванова, не опубликованным воспоминаниям летчика Мартынова удалось узнать обстоятельства гибели капитана Аввакумова.
Воспоминания боевых товарищей Константина Аввакумова не претендуют на документальную точность, но в общем, они соответствуют боевому донесению.
Капитан погиб, прикрывая посадку истребителей на аэродром Агой.
Нами установлена связь с Людмилой Константиновной Кошелевой (Аввакумовой), племянницей летчика. Она переслала мне письмо от командования части, в которой служил Константин, написанное для сестры летчика, в 1968 году.
Мы пока не нашли место падения И-16 Аввакумова близ аэродрома. Может быть оно давно застроено, в последующие годы. Это нужная работа, но это не главное. Самым важным является то, что Константин был похоронен товарищами на аэродроме. И круговерть войны, смена полков и частей на аэродроме, неумолимое время, сделали свое дело. Исчезли фанерные памятники, сравнялись с землей земляные холмики. Я пишу во множественном числе, потому что рядом с капитаном Аввакумовым были похоронены другие погибшие.
...его могила была не была одиночной. Рядом с ним на следующий день были похоронены оружейница Антонина Ачкасова и оружейник, которые погибли при штурмовке аэродрома "мессершмиттами".
Только что на аэродром сел полковой самолет связи У-2. Летчик, вылезая из кабины и спеша в штаб полка, приказал немедленно заправить самолет бензином. Находящаяся поблизости девушка-оружейница, сержант Ачкасова, вызвав бензозаправщик, влезла на крыло отвернуть пробку бензобака, как тут откуда ни возьмись четверка «Мессершмиттов» атаковала аэродром. Девушка отпрянула от фюзеляжа и, сделав неудобный шаг в сторону, продавила ногой перкалевую обшивку крыла и, провалившись между нервюр, нога застряла. Снаряд самолетной пушки «Мессершмитта» угодил сержанту прямо в поясницу и взорвался. Ни самолет, ни бензозаправщик, никто другой находящийся вблизи, не пострадали. Гибель девушки-оружейницы сержанта Ачкасовой была первая и единственная потеря среди оружейниц полка. Столь нелепая и трагическая смерть вызвала слезы у видавших виды закаленных в боях мужчин полка, искренне сожалеющих о гибели столь прекрасной юной девы, особенно в минуту прощания. Похоронили там же на берегу моря, неподалеку от могил Аввакумова и Николая Логинова.
Это пишет Мартынов. Николаем Логиновым он называет, видимо, ефрейтора Николенко, погибшего в ходе того же налета, что и Ачкасова.
Л. 171 Отчет о боевой работе 36 иап за период с 6.10.1942 по 1.11.1942 г.
Прим. 6.
23.10.42г. 2 Ме-109 произвели две атаки по стоянке самолетов в результате штурмовки аэродрома сожжен один И-16 и убиты сержант Ачкасова и ефрейтор Николенко
Прим. 6.
23.10.42г. 2 Ме-109 произвели две атаки по стоянке самолетов в результате штурмовки аэродрома сожжен один И-16 и убиты сержант Ачкасова и ефрейтор Николенко
Нам пока не удалось найти учетные данные Ачкасовой и Николенко. Предстоит еще большая архивная работа.
В западной части Агойского аэродрома, под поросшей травой да мелким кустарником землей, лежат те, кто погиб защищая Туапсе. Забытые.
В настоящее время нами, туапсинским филиалом краевого поискового отряда «Кубанский плацдарм» ведется работа по поиску места захоронения и увековечиванию памяти погибших на аэродроме.
Большая благодарность Людмиле Константиновне Кошелевой за предоставленные сведения из семейного архива, историку и архивисту Алексею Перкаш, за дополнительные сведения. Всем, кто принимал и принимает участие в поиске.
Май 2015 года. Алексей Кривопустов.
Оригинал и полная версия материала.
Как строился аэродром в Агое во время Великой Отечественной войны. Воспоминания Губовой Татьяны Устиновны
(1-й секретарь ВЛКСМ Туапсинского района)
Journal information