организованном сотрудниками Центрального Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Участникам экскурсии и реконструкторского действа раздали вот такие памятные "царские рубли".

Памятник русскому иконописцу святому Андрею Рублеву, ученику Феофана Грека на территории возле Спасо-Андроникова
монастыря в Москве.
Сам я довольно много знаю про стрелецкое войско, но всё равно было интересно послушать рассказ стрельцов-реконструкторов,
которые рассказали много нового и интересного о ратной службе в допетровской Руси.

А древние стены монастыря дополняли антураж "погружения" в атмосферу Москвы 17-го века...

Уникальная в своём роде трёх-ярусная церковь разных веков постройки и монастырская трапезная - аккурат между стеной и храмом.
Старое здание пекарни тоже сохранилось, но оно сильно вросло в землю и в кадр не попала.
Теперь там находится котельная Музея.

Итак о самих стрельцах, которые, как оказалось, не просто реконструкторы и любители истории, но многие из них являются
кадровыми сотрудниками Музея имени Андрея Рублева, имеют высшее образование.

Теперь о форме одежды.
Разумеется, по большим Праздникам московские стрельцы, как наиболее привилегированные и состоятельные могли себе позволить
наряжать в цветные кафтаны по принадлежности к определенной слободе.
Здесь на фото представлены стрельцы 7-го Заяузского стрелецкого приказа - жёлтые кафтаны
и стрельцы Бутырского Сборного полка - в красных парадных кафтанах.

Стрелецкие реконструкторы проводят большую научную работу по изучению истории русского стрелецкого войска, работают
в архивах, поднимают уникальные сведения о ратном деле стрелецком, их быте, повседневной жизни, оружии, форме и амуниции.
Отдельной темой изысканий является исторические подробности многочисленных конфликтов служилого воинства с властями,
а именно стрелецкие бунты.
И свой сайт у них имеется. Довольно информативный и качественный, кстати:
http://www.strelci.ru/

Стрелец Заяузского приказа в парадном желтом кафтане.
"Построить" такое цветное платье было весьма затратно, поэтому на войне и в карауле надевали обычный суконный кафтан:

Стрельцы служили пожизненно и получали казённое царское жаловаье. В Москве оно было самым большим, поэтому московских
стрельцов за всякие проступки и бунтовство часто ссылали в захудалые провинциальные гарнизоны, что считалось суровой карой.

Стрельцы жили очень замкнуто. Покинуть свою слободу можно было только по специальному разрешению стрелецкого головы,
но строго на определенный срок.
На жён стрелецких это правило также распространялось.
Поэтому и праздновали тоже в основном по своим слободам.

Забавы праздничные были самые всеразличные - песни, хороводы, даже рубка капусты саблями и бердышами. :)


Само собой, экскурсанты были во всё это вовлечены.
Вообще говоря, такой качественный "интерактив" мало где встретишь на некой системной и постоянной основе.
Поэтому стрельцам-молодцам и их подругам-певуньям - огромный респект!


За организацию экскурсии спасибо

.
Journal information