kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Category:

Советский агитпроп 1930-х: адЪ, трэш и угар, антифашизм, безбожие и негры...

Оригинал взят у winter_borealis в Советский агитпроп 30-х: адъ, трэш и угар, антифашизм, безбожие и негры
«Безбожник у станка» (1930 №22). Негр, повешенный на статуе Свободы, под изображением текст о связи расизма и христианства

Содержание газет и журналов "чистого-тихого-кроткого" и "православного" Советского Союза порой поражает своей похабщиной и кощунствами, некоторые номера совсем не лучше содержания нашумевшего журнала Charlie Hebdo, все тоже самое: безбожие, кощунство, дешевые политические приколы и подколы, разве что в советских версиях безбожной писанины тема сисек не раскрыта, но тут с поправкой на время (1930-е). Нашла на просторах Инета обложки и выдержки из советских безбожных изданий, причем следует помнить, что "Безбожник" - это были газета и журнал, из друзей которых вырос Союз воинствующих безбожников.

И немного истории

Советская власть на первом этапе своего существования большое внимание уделяла антирелигиозной пропаганде, как среди детей, так и среди взрослых. «Безбожник» — еженедельная газета атеистической направленности, издававшаяся в Советском Союзе с 21 декабря 1922 года по 20 июля 1941 года (с перерывом с января 1935 по март 1938) (Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917—2000)). Газета являлась печатным органом Центрального Совета Союза воинствующих безбожников. Вокруг этой газеты быстро сложилась сеть корреспондентов и читателей. Благодаря им в августе 1924 года в Москве было образовано Общество друзей газеты «Безбожник». Помимо собственно газеты «Безбожник» редакция также участвовала в выпуске атеистических журналов «Безбожный крокодил» (1924—1925) и «Безбожник» (1923—1941) (в 1923—1932 назывался «Безбожник у станка»).

Бессменным лидером Союза воинствующих безбожников и редактором его печатных изданий был Емельян Ярославский (Миней Израилевич Губельман), который ещё в 1898 году, в возрасте 20 лет вступил в РСДРП, организовал первый марксистский кружок среди рабочих Забайкальской железной дороги, а также кружок учащихся. С октября по декабрь 1905 года был одним из руководителей рабочего движения в Ярославле (отсюда и псевдоним Ярославский).

I съезд ОДГБ, который состоялся в апреле 1925 года, постановил создать единое всесоюзное антирелигиозное общество, получившее название «Союз безбожников». В том же году появился ежемесячный научно-методический журнал «Антирелигиозник», который стал органом Центрального Совета Союза безбожников СССР.

С 30 января по 4 февраля 1932 г. в Москве проходила XVII партийная конференция, одобрившая план развития промышленности на 1932 год и принявшая директивы к составлению второго пятилетнего плана социалистического строительства. На конференции была сформулирована главная политическая задача второй пятилетки - окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще, полностью уничтожить причины, порождавшие классовые различия и эксплуатацию, преодолев пережитки капитализма в экономике и сознании людей, превратив все трудящееся население страны в сознательных и активных строителей бесклассового социалистического общества.

Значительная часть населения страны Советов не только не знала иностранных языков, но и вообще была неграмотной. Поэтому для подавляющего большинства советских граждан иностранные слова «атеизм» и «атеист» были непонятными. Один из соратников Е. М. Ярославского, так описывал процесс выбора названия для нового издания: "Начать с того, что когда решался вопрос о названии этой газеты, то были среди нас такие, которые говорили, что надо как-нибудь сделать это заглавие помягче, что «безбожник» — это чуть ли не ругательное слово, стоит ли газете давать такое название. И по сию пору приходится слышать, что «он врет безбожно» и т. д. Товарищ Ярославский, присутствовавший на совещании Московского комитета партии, где решался этот вопрос, напомнил нам: «Коммунисты никогда не скрывают своих убеждений. Зачем? Нужно, чтобы нас знали. Пусть будет название — „Безбожник“»."

21 декабря 1922 года вышел первый номер воскресной иллюстрированной газеты «Безбожник». Газета «Безбожник» издавалась «… вначале нерегулярно, затем 3 раза в месяц, потом — еженедельно» (БСЭ). Первые два номера новой газеты вышли тиражом 15 тысяч экземпляров. Затем тираж постоянно увеличивался. 1 апреля 1924 года тираж составил уже 50 тысяч экземпляров, а 1 ноября — 210 тысяч. Позже (в 1931 году) тираж газеты достиг 500 тысяч экземпляров (Фирсов, С. Л. Была ли безбожная пятилетка).

Перепись населения, прошедшая в 1937 г., стала своего рода барометром религиозных настроений, имевших место в советском обществе. Внесенные в опросные листы по личному указанию Сталина вопросы о религиозных убеждениях дали потрясающую информацию: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84% (или 25 миллионов) признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных - 45% (или более 30 миллионов). Даже скорректированные властями, эти цифры заставляли признать явные неуспехи тотальной борьбы с религией и Церковью. Декларированные цели достигнуты не были, хотя НКВД весьма много сделал для "искоренения" религиозных деятелей всех конфессий. Необходимо было принимать какие-либо меры, в том числе и "оживлять" Союз воинствующих безбожников. Летом 1941 года после начала войны издания Союза воинствующих безбожников были закрыты, а Союз практически прекратил свое существование. В 1947 году функции пропаганды научно-атеистических знаний были переданы вновь созданному Всесоюзному обществу «Знание».

И в итоге...

Агрессивная похабная пропаганда, растиражированные безбожные картинки, карикатуры на капиталистов и агрессивные призывы к разрушению капиталистического мира, а точнее, всего не советского была призвана создать (нового советского) человека с начисто отсутсвующим духовным миром, без веры в Бога, специально, чтобы превратить его в боевой инструмент для захвата всего мира под власть коммунистов. Вот и все. В этом и был весь смысл СССРии. Но только это не вышло. Советский Союз загнулся, потерял всякий смысл существования. Что могли создать люди без царя в голове и без Бога в душе? Помойку и рахруху. Огромную позорную помойку они создали, где копошащиеся новые "советские люди" c б/у - шной совестью убивают друг друга за консервную банку.

Обложки и страницы советского безбожного журнала

Кино и негры. США - "страна Господа Бога".

«Безбожник у станка» (1930 №22). Негр, повешенный на статуе Свободы, под изображением текст о связи расизма и христианства
Негр, повешенный на статуе Свободы, под изображением текст о связи расизма и христианства.

Белая Америка, или пример того, как не должно быть в красном СССР. Заметьте, у Иисуса изображена свастика. Гитлер еще не пришел к власти в Германии, а в СССР уже вовсю свастики рисовали, мол, посмотрите на этих мерзких американских буржуинов, ненавидящих негров (как немцы евреев?) и жестоко угнетающих этот несчастный народ.

Выходит, те товарищи, которые гордо именуют себя "антифашистами", это прямые наследники агитпропа товарища Сталина и Ко (зачастую эта Ко была пархата). Сколько бы на словах они не отмаывались и не называли себя православными/монархистами/наследниками Царской России. Вот вам документальное подтверждение.

И еще. Сегодня только ленивый совпат-стариковец не обвиняет США во "вмешательстве в "внутрироссийские интересы". Хорошо видно, кто нагло пытался вмешиваться во внутремериканские ещё 80 лет назад.

«Безбожник у станка» (1931 №16).
Негр советскому человеку - брат. Кто сказал? Советские люди из редакции советского журнала!

Это такие героические негры в сталинской пропаганде, великий, героический, вечно угнетаемый и порабощаемый какими-то уродами белыми буржуинами народ.

Еще на тему "гнилого Запада" - "разносчика толерантности" и негров, о котором в последнее время любят судачить сознательные советские патриоты.

Сейчас все чаще замечаю некоторых "умников", проталкивающих в массы свою точку зрения, согласно которой Советский Союз никогда не был многонациональным государством, что в Советсом Союзе не было смешанных и межрасовых браков, не было межэтнических конфликтов, не было евреев, азиатов, кавказцев, негров и цветных вообще, не было фестивалей дружбы народов, поддержки негров и пр., что дружба народов мира была только в Европе и в США. Про свою "отечественную" дрюжбу нородофф почему-то помнить советские товарищи не хотят. А зря. Им есть что помнить.

Вечная тема капиталист vs пролетарий

«Безбожник у станка» (1930 №20). 13-ая годовщина Октября
Юбилейный выпуск, посвященый 13-ой годовщине Октября.

Какой-то юбилейный выпуск, посвященый аж 13-ой годовщине Октября. Опять же не обошлось без США. Жирный всклокоченный янки буржуй бежит со всех своих коротеньких ножек от гордого великана пролетария, кстати, с характерной внешностью, усы и нос у пролетария вышли  на славу.

«Безбожник у станка»

Сравнения - как живется рабочим в США и в СССР.

«Безбожник у станка» (1929 №20)

Религия - ядовитое оружие классовых врагов пролетариата, которое надо выбросить в мусорный ящик, гласит журнал "Безбожник у станка" от 1929 года.

«Безбожник у станка» (Ноябрь, 1930).

В советской пропаганде ругань в адрес религии плавно перетикает в адрес капитализма, и тут же скатывается в антифашизм. Приводится речь епискпа Кентерберийского "Христианство - высшее достижение человеческой культуры", но в заглавии написано "Культура капитализма", и мы видим жирного карикатурного буржуина с Библией в руках и свастиками на груди и рукаве, а под ногами у него - какие-то закованные в оковы бедолаги в красных одеяниях и непонятными лицами (азиаты?). И в воздухе доллар и церковные кресты по бокам.

«Безбожник у станка» (1931 №8).

1931 год. Поднята тема безработицы на Западе. Папа римский Пий XI, голодный безработный и неуместно приведенная цитата из Библии (кстати, любимый прием советских пропагандистов). Причем тут Пий XI?

Справка:

Пий XI (лат. Pius XI, до интронизации — Аброджио Дамиано Акилле Ратти, итал. Ambrogio Damiano Achille Ratti; 31 мая 1857, Дезио — 10 февраля 1939, Рим) — папа римский с 6 февраля 1922 по 10 февраля 1939. В годы его понтификата было учреждено государство Ватикан.

8 февраля 1930 года Пий XI в письме кардиналу Помпилию осудил гонения христиан в СССР.

19 марта 1930 года Пий XI отслужил специальную мессу в поддержку преследуемых католиков СССР, осудил убийства священников и «моральное развращение молодёжи», что было расценено Москвой как объявление «крестового похода» против СССР (Christopher Lawrence Zugger. The forgotten: Catholics of the Soviet empire from Lenin through Stalin).

«Безбожник у станка» (1930 №13).

Советские пропагандисты считали, что религия и развитие науки и техники - несовместимы, хотя в истории есть масса примеров, опровергающих это мнение, взять в пример того же Исаака Ньютона.

«Безбожник у станка» (1 ноября 1930).

Верховный безбожник товарищ Сталин
«Безбожник у станка» (1930 №13).
Сталин и горячий призыв к социалистическому наступлению по всему фронту.

Великий "православный святой Иосиф Тифлисский" собственной персоной. Что скажут на это "православные сталинисты", "монархисты-сталинисты" и прочие любители альтернативной истории?

«Безбожник у станка» (1927).

С точки зрения советских карикатуристов, для того, чтобы Господь возлюбил какого-либо политического лидера, ему (лидеру) нужно для этого сделать что-нибудь гадкое советскому государству, например, как Хьюстон Чемберлен, разорвать дипломатические отношния с СССР.

Мировой Октябрь и Мировая Революция

«Безбожник у станка» (1931 №20). Да здравствует Мировой Октябрь!

1931-й год. Сталинисты пытаются доказать, что после того как прогнали апологета мировой революции Троцкого-Бронштейна, большевизм-коммунизм вдруг превратился в русский национал-социализм. Ничего подобного. И в 1941 году они таки решили сделать "мировой Октябрь". Правда кое-кто им существенно помешал.

«Безбожник у станка» (1930 №7).

Мировой Октябрь - а вслед за ним и мировое безбожное движение.

«Безбожник у станка» (1931 №21).

Выходи, буржуй, поквитаться нам с тобой надо - закатывает рукава пролетарий. А у буржуя пальцы свастикой.

«Безбожник у станка» (1931 №4).

«Безбожник у станка» (1931 №21).

«Безбожник у станка» (1931 №11).

«Безбожник у станка» (1931 №8).

«Безбожник у станка» (17 июня 1931).

Большевистская безбожная печать в массы.

«Безбожник у станка» (1931 №8).

Старорежимные русские и дореволюционная Россия

«Безбожник у станка» (1930 №9).

1930-й год. Обратите внимание - у злого капиталиста на воротничке русский николаеский флаг, на манжетах свастика. А бьет его рот-фронт. Напомню что "рот" это в переводе оначает "красный". И уж тем более не по-русски. Русская буржуазия - очередной враг для рот-фронта, не более, также, как и германская буржуазия, англосаксонская и тд.

Наглядно видно, что советский агитпроп 30-х никогда не позиционинировал Советский Союз как Россию. Советское государство всегда выступало как оплот международной коммунистической секты.

«Безбожник у станка» (1930 №11). С паровым экскаватором социалистического накопления мы будем кидать все, что тормозит наше победоносное продвижение к коммунизму в груду мусора
С паровым экскаватором социалистического накопления мы будем кидать все, что тормозит наше победоносное продвижение к коммунизму в груду мусора.

Интересная иллюстрация. Коммунисты своей "индустриализацией" закапывают в могилу всех "старорежимных русских", в том числе и "kulak" - то есть успешных небедных крестьян. Весьма показательно.

«Безбожник у станка»
До...

«Безбожник у станка»
...и как предполагалось, после.

И вообще. Снести бы эту допотопную дореволюционную Россию! Причем не в переносном, а в самом прямом смысле. Старинные архитектурные памятники Москвы представлены на советской карикатуре как некий безхозный хлам, от которого нужно побыстрее избавиться.

Charlie Hebdo советского разлива

«Безбожник у станка» (1929 №20).
Переход Союза воинствующих безбожников на непрерывную неделю.

Кощунственные и богохульные карикатуры. И какие "прекрасные", "добрые" слова внизу: "Караул! Зарезали! Спасите!" И судя по тому, что изображен ребенок, это чтение предназначалось и детям? А вы говорите, куклы Барби - зло...

«Безбожник у станка» (1929 №19).
Какой-то особый, "антиалкогольный" выпуск.

Уже и алкоголь придумали христиане специально для того, чтобы спаивать честной народ тружеников-пролетариев на забаву буржуинам? Хотя на рисунке изображены явно небедные крестьяне, возможно, даже кулаки.

«Безбожник у станка» (1929 №15).

И снова тема алкоголя (и причем тут христианство, спрашивается?) Создается впечатление, что в советском государстве так безбожно пили, что эта тема была вторым воздухом, которым дышали советские люди.

«Безбожник у станка» (1929 №22).

Про так называемые "безбожные пятилетки", думаю, рассказывать не надо. Примечательно, что советский журнал выступал против любой религии, будь то христианство, ислам или иудаизм. Даже карикатуры на Будду и древних языческих богов были в этом журнале. Вера и религия как таковые - вот главный враг советской власти.

«Безбожник у станка» (1931 №22).

Это уже совсем чепуха на постном масле. Советские журналисты решили затронуть тему природы. Дураки в Царской России запрещали елки рубить, даже зайцу смешно. Не то, что на заднем плане! Строители пятилеток! Гектары леса срубим и буржуям продадим. Чтобы у них там цены упали, кризис грянул и они обонкротились и мировая совецкая революция!!! (Смех.)

И напоследок несколько фото из музея, где хранятся старые советские безбожные журналы

Советское безбожие

Советское безбожие

Советское безбожие

Советское безбожие

Советское безбожие

Tags: агитация (историческая), история СССР, плакаты, политика
Subscribe

  • Запилить ежа в блог.

    Решил так, потому что прочитал полезное. Оказывается, наши "любимые ежики" не такие вовсе и "безобидные ми-ми-милашки", как они…

  • Реликвии в Зоопарке.

    В Московском зоопарке подсчитали общее количество артефактов, которые были найдены за время строительных работ, которые периодически ведутся на…

  • Дачный пёсик.

    Системы Хаски. Молодой позёр. :) Очень забавный. Вопреки всяким "мнениям-с" - весьма обучаемая порода.

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments