Эскадренный миноносец «Новик».

Спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования».

К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Первый эсминец российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом.

Максимальная скорость хода 37,3 узла (69,1 км/ч), для корабля в 2000 тонн, скорость довольно приличная. Конструкция корпуса позволяла развивать скорость без образования характерных бурунов по носу и по корме. Для относительно небольшого и слабобронированного корабля характеристика немаловажная. Противник, не видя буруна, ставил на своих орудиях слишком маленькое упреждение, т.к. предполагал, что «Новик» или стоит на месте, или его скорость слишком мала.

На фото: офицеры легендарного эсминца «Новик» (1916 г.). Крайний справа — командир корабля капитан 1 ранга М. А. Беренс, в центре — старший офицер Г. К. Граф




18 июля 1914 года, ещё до начала боевых действий, командующий Балтфлотом Н.О. Эссен вывел эсминцы в море и завалил минами Финский залив, тем самым предотвратив прорыв германских дредноутов к Петрограду. Новик принимал участие в этой операции.
4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами «V-99» и «V-100», прорвавшимися через минные заграждения. Артиллерийским огнём нанес им серьёзные повреждения. «V-99», повреждённый огнем «Новика», подорвался на минах и выбросился на берег у Михайловского маяка, а через 2 часа был подорван командой.
18 мая 1916 года, эсминцы «Новик», «Гром», «Победитель» совершили набег на германский конвой в Норчепингской бухте, впервые произвели залповую стрельбу торпедами по площади, потопив вспомогательный крейсер «Герман», 2 эскортных корабля и несколько транспортов.
13 июля 1926 г. «Новик» был переименован в «Яков Свердлов»
27 августа 1941 г. под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова Новик участвовал в прорыве советских кораблей из Таллина в Кронштадт (знаменитый Таллинский прорыв), где входил в состав отряда главных сил. В 5:00 28 августа 1941 года вместе с эсминцами арьергарда направлен в Минную гавань для эвакуации защитников города. В походе следовал на левом траверзе крейсера «Киров». В 20:47 «Яков Свердлов» подорвался на мине, переломился пополам и затонул в 10 милях от о. Мохни. Из экипажа и пассажиров погибло 114 человек.

Спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования».

К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Первый эсминец российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом.

Максимальная скорость хода 37,3 узла (69,1 км/ч), для корабля в 2000 тонн, скорость довольно приличная. Конструкция корпуса позволяла развивать скорость без образования характерных бурунов по носу и по корме. Для относительно небольшого и слабобронированного корабля характеристика немаловажная. Противник, не видя буруна, ставил на своих орудиях слишком маленькое упреждение, т.к. предполагал, что «Новик» или стоит на месте, или его скорость слишком мала.

На фото: офицеры легендарного эсминца «Новик» (1916 г.). Крайний справа — командир корабля капитан 1 ранга М. А. Беренс, в центре — старший офицер Г. К. Граф




18 июля 1914 года, ещё до начала боевых действий, командующий Балтфлотом Н.О. Эссен вывел эсминцы в море и завалил минами Финский залив, тем самым предотвратив прорыв германских дредноутов к Петрограду. Новик принимал участие в этой операции.
4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами «V-99» и «V-100», прорвавшимися через минные заграждения. Артиллерийским огнём нанес им серьёзные повреждения. «V-99», повреждённый огнем «Новика», подорвался на минах и выбросился на берег у Михайловского маяка, а через 2 часа был подорван командой.
18 мая 1916 года, эсминцы «Новик», «Гром», «Победитель» совершили набег на германский конвой в Норчепингской бухте, впервые произвели залповую стрельбу торпедами по площади, потопив вспомогательный крейсер «Герман», 2 эскортных корабля и несколько транспортов.
13 июля 1926 г. «Новик» был переименован в «Яков Свердлов»
27 августа 1941 г. под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова Новик участвовал в прорыве советских кораблей из Таллина в Кронштадт (знаменитый Таллинский прорыв), где входил в состав отряда главных сил. В 5:00 28 августа 1941 года вместе с эсминцами арьергарда направлен в Минную гавань для эвакуации защитников города. В походе следовал на левом траверзе крейсера «Киров». В 20:47 «Яков Свердлов» подорвался на мине, переломился пополам и затонул в 10 милях от о. Мохни. Из экипажа и пассажиров погибло 114 человек.
Journal information