kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Categories:

Торговый дом Андрей Бендер с сыновьями - саратовский след Бендера...

Оригинал взят у apotapov777 в Торговый дом Андрей Бендер с сыновьями - саратовский след Бендера...
Саратовский архитектор Борис Донецкий выпустил книгу «По саратовским следам «Золотого теленка». О саратовском следе в «Золотом теленке» Донецкому рассказал руководитель саратовской киностудии «Поиск» Михаил Раль. Подобная легенда давно ходила среди местных краеведов, но серьезно за ее разработку никто не брался. Больше других о ней знал известный филолог-лермонтовед Леонид Прокопенко, который поделился с Донецким первыми косвенными «уликами».
Илья Ильф побывал в Саратове в начале августа 1925 года. В качестве журналиста газеты «Гудок» он участвовал в освещении хода тиража IV крестьянского выигрышного займа, который проводился на агитационном пароходе «Герцен», и объехал многие города Поволжья, в том числе и Саратов. (Через несколько лет в путешествие на «тиражном» пароходе Ильф и Петров отправят Остапа Бендера и Кису Воробьянинова из «Двенадцати стульев»!) В газете «Саратовские вести» даже вышла его статья «Тиражом к деревне». Здесь в Саратове Илья Ильф нашел звучную фамилию для главного героя.


Это купец первой гильдии, глава торгового дома, владелец мануфактурных магазинов и сарпиночного промысла Андрей Бендер, поселянин-собственник села Голый Карамыш Камышинского уезда. В 1887 году он вместе с родственниками  основал товарищество по продаже и производству сарпинки. Через два года товарищество преобразовалось в новое — «Торговый дом А. Бендер с сыновьями, Степанов и В. Бендер». К 1911 году торговый дом Бендера имел оборотный капитал 1,2 миллиона рублей в год, принося 20 процентов прибыли. В 1913 году Бендер начал реконструкцию фасада главного здания торгового дома, для чего привлёк лучших специалистов города — архитектора В. К. Карпенко и скульп­тора Н. Г. Волконского. Их усилиями и обрёл к 1915 году этот дом вид, сохранившийся почти неизменённым до наших дней. После революции в этом доме размещался Горисполком.  Конечно, в данном случае речь идет только о заимствовании звучной и редкой немецкой фамилии.

По мнению Донецкого город Саратов изображен в романе "Золотой теленок" как выдуманный Арбатов. Карикатурный Бульвар Молодых Дарований — не что иное как сад Липки. Этот сад действительно в народе называли «бульваром», и на скамейках его просиживали дни студенты музыкального техникума (располагался в здании консерватории) и детской музыкальной школы (на ее месте сейчас издательство «Слово») — чем не «молодые дарования»?  «Солнце ломилось в стеклянную витрину магазина наглядных пособий, где над глобусами, черепами и картонной, весело раскрашенной печенью пьяницы дружески обнимались два скелета». Магазин наглядных пособий размещался в здании гостиницы «Россия», а летом 1925-го его перевели на первый этаж гостиницы «Астория» («Волга»), которая находилась на солнечной стороне улицы и куда вполне могло «ломиться» солнце. И кстати, в этом же здании находилась редакция газеты «Саратовские известия», куда наверняка заглядывал корреспондент «Гудка» Илья Ильф. Здесь же, возле «Астории», располагалось здание с вывеской «Артель «Гравер», штемпеля, печати и типографские работы» — сравните с текстом «Золотого теленка»: «В бедном окне мастерской штемпелей и печатей наибольшее место занимали эмалированные дощечки...».
«Затем, один за другим, расположились подряд три магазина духовых инструментов, мандолин и басовых балалаек. Медные трубы, развратно сверкая, возлежали на витринных ступеньках, обтянутых красным коленкором». И такое было в Саратове! Донецкий напомнил: в начале улицы Республики (название проспекта Кирова в 1920-х годах) располагались: на первом этаже музыкального техникума (ул. Республики, 1) — магазин К.Н. Унгара «Ноты, инструменты и принадлежности»; в двухэтажном доме по ул. Республики, 2 (ныне фонтан) — магазин В.Ф. Караваева «Музыка. Ноты, гитары, мандолины, балалайки, домры, струны»; в магазине губпросторга (ул. Республики, 5) — отдел «Музыка, ноты, гитары, мандолины». Одно из главных доказательств связи между Арбатовом и Саратовом Борис Донецкий обнаружил, прочитав первое, 1933 года, издание «Золотого теленка». Там, где Балаганов рассказывает Бендеру о дележе участков для «детей лейтенанта Шмидта», говорится о том, что Паниковскому досталась «бесплодная и мстительная Республика немцев Поволжья», а Балаганову — «золотой Арбатовский участок, примыкавший к Республике немцев» (позже, с началом Великой Отечественной войны, упоминание о Немецкой республике, по всей видимости, было вырезано по идеологическим соображениям). Эта самая Республика немцев, как мы знаем, — часть Энгельсского района Саратовской области. И только Саратов мог «примыкать» к этой республике.
Те же немцы Поволжья, возможно, повлияли и на идею появления «тридцати сыновей и четырех дочек лейтенанта Шмидта». Ведь если имя легендарного командира крейсера «Очаков» известно всем, то откуда вдруг родилась мысль снабдить его столь большим количеством «детей». Нельзя исключить, считает Донецкий, что здесь могла сыграть свою роль известность саратовских купцов и промышленников Шмидтов, на центральных улицах Саратова многие дома имели названия «от Шмидтов» (магазины, мельницы, аптеки, доходные дома и т.п.). Об этом, не исключено, мог узнать Ильф во время своего пребывания в Саратове, и столь частое упоминание однофамильцев лейтенанта, возможно, подсказало идею о «детях». Кстати, три десятка сыновей лейтенанта Шмидта появилось уже в книге, в рукописном варианте романа их было 20, а вот в записных книжках Ильфа, напоминает Донецкий, братьев было семеро. «Столько же Шмидтов — членов правления — было в начале XX века в торговом доме "Братья Шмидт"», — добавляет исследователь.
Возможными саратовскими корнями наделил краевед и другого героя «Золотого теленка» — водителя «Антилопы-Гну» Адама Козлевича. Так, в начале XX века автомобильным извозом в нашем городе занимался некто Захарий Иванов.

До революции 17-го года он был владельцем гаража, затем заведовал автошколой, располагавшейся в этом же здании — рекламу «фирмы Иванова» можно и сейчас увидеть на доме № 116 по ул. Московской (напротив Главпочтамта) — на фасаде имеется барельеф, изображающий мчащийся по булыжной мостовой автомобиль. По сведениям Донецкого, в годы НЭПа Иванов занялся частным автопрокатом, но поскольку автомобили в то время частники позволить себе не могли, Иванов... собственноручно собрал машину из старых деталей, раздобытых на автосвалке (сейчас на месте этого «базара» трамвайный парк, угол Кутякова и Степана Разина) — ну прямо Адам Козлевич и его «Антилопа-Гну», сделанная «из простой швейной машинки Зингера»!

Tags: города, интересное, книги, литература
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments