kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Из истории Православной церкви в Японии.



Основателем Православной церкви в Японии стал равноапостольный святитель Николай (Касаткин).
Память этого святого Русская православная церковь отмечает 16 февраля - в день кончины этого замечательного человека.
Иван Дмитриевич Касаткин был сыном священнослужителя из Вельского уезда Смоленской губернии.
Родившийся 13 августа 1836 года, он пошел по стопам отца, окончив сначала Вельское духовное училище, а затем,
в 1856 году, - Смоленскую семинарию, после чего был за казенный счет отправлен в Санкт-Петербургскую духовную
академию.
Юноша во время учебы в столице проявил блестящие способности. Руководство духовной академии решило оставить
его у себя, чтобы подготовить к преподавательской деятельности.
Однако случилось то, что иначе как Божьим промыслом назвать трудно. Вот что рассказывал позднее об этом сам
святитель Николай: по его словам, однажды, проходя по комнатам академии, он заметил в одной из них объявление
с предложением отправиться кому-нибудь из окончивших академический курс в Японию в качестве настоятеля посольской
церкви в Хакодате.
Несколько его товарищей уже выразили желание ехать в Японию в сане священника. Приглашение это не произвело
на Ивана Дмитриевича особого впечатления. Он спокойно пошел ко всенощной. И вот, во время богослужения он
вдруг совершенно неожиданно для самого себя решил, что должен ехать в Японию и проповедовать там христианство.
Вернувшись от всенощной, Касаткин направился к ректору академии и попросил отправить его в Японию.
Но не священником, а монахом. Ректор сочувственно отнесся к порыву юноши и доложил о его желании митрополиту.
В июне 1860 года будущего святителя постригли в монашество. Епископ Нектарий, ректор духовной академии,
постригавший юношу в монахи, нарек его Николаем и сказал: "Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической
жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом
подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские..."



В японский порт Хакодате иеромонах Николай прибыл 14 июня 1861 года на военном транспорте "Амур".
Русским консулом в этом порту был Иосиф Антонович Гошкевич, сам сын священника, окончивший в свое время
Санкт-Петербургскую духовную академию. Он помог молодому миссионеру разобраться в том, что творилось в то
время в Японии.
Между тем, обстановка в Стране восходящего солнца тогда была очень сложной.
Японцы ненавидели "гайдзинов". Наиболее радикально настроенные самураи требовали истребить или, на худой конец,
изгнать европейских «варваров» из «страны Ниппон». И их слова порой не расходились с делом - так, только за
первое полугодие 1861 года были убиты шестеро иностранцев.
Вооруженные нападения на христиан, в которых японцы видели едва ли не главных своих врагов, происходили
в Киото, Эдо и Иокогаме.
К тому же вот-вот должна была начаться вооруженная борьба между императором Японии и сегуном. И она началась.
С 1861 по 1868 год продолжалась в Японии гражданская война, закончившаяся отставкой сегуна и созданием
правительства императора Муцухито.
О проповеди христианства пока не могло и быть речи, ибо "тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как
на зверей, а на христианство - как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные
злодеи и чародеи".
Поэтому молодой иеромонах Николай начал прежде всего изучать японский язык, религию и культуру страны.
На кабинетные занятия ушло восемь лет.
Первым обращенным в православие японцем стал Та-кума Савабе - бывший самурай - служитель синтоистского
храма в Хакодате. Савабе являлся членом тайного общества, поставившего своей целью изгнать всех иностранцев
из Японии, и был известен как превосходный фехтовальщик.
Савабе часто встречал иеромонаха Николая в доме консула Гошкевича, сына которого обучал фехтованию
на деревянных мечах.
При этом он смотрел на русского священника с такой ненавистью, что тот однажды не выдержал и спросил:
"За что ты на меня так сердишься?"
В ответ он услышал: "Вас, иностранцев, нужно всех перебить. Вы пришли выглядывать нашу землю. А ты со своей
проповедью всего больше повредишь Японии». И тогда отец Николай предложил самураю послушать, в чем суть
христианского учения.
Проповедь Николая потрясла самурая. Он испросил дозволения встретиться с иеромонахом вновь и продолжить
беседу.
Через некоторое время отец Николай уже писал митрополиту Исидору: "Ходит ко мне один жрец древней религии
изучать нашу веру. Если он не охладеет или не погибнет (от смертной казни за принятие христианства), то от
него можно ждать многого".



Вскоре Савабе привел к иеромонаху Николаю своего друга, врача Сакаи. Через некоторое время к ним присоединился
третий друг - врач Урано.
К весне 1868 года насчитывалось до 20 человек, готовых принять крещение.
Уже к 1870 году православная община в Японии насчитывала свыше 4000 человек, а к 1912 году - более 33 000 человек
и 266 православных общин.
После начала Русско-японской войны Николай, ставший к тому времени епископом, в общественных богослужениях
участия не принимал.
Он заявил своим японским прихожанам: "Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война
объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим
собственным отечеством".
Умер святитель Николай 16 февраля 1912 года. Японский император Муцухито лично дал разрешение на захоронение
его останков в пределах Токио. Протоиерей Восторгов, посетивший тогда Японию, писал: "Не было человека в Японии,
после императора, который пользовался бы в стране такою известностью".
В апреле 1970 года Русская православная церковь приняла решение о прославлении святителя Николая в лике святых
с именованием "равноапостольный".



Кафедральный собор Воскресения Христова в Токио.

Святителю Николаю Японскому мы обязаны появлением в нашей стране дзюдо и рождением нового вида единоборств -
самбо.
В 1905 году, когда по условиям Портсмутского мирного договора Южный Сахалин был отдан Японии, среди новых
подданных Микадо оказался и 12-летний Василий Сергеевич Ощепков.
Отец его был крестьянином, мать - бывшей каторжницей. Они умерли, когда мальчику было всего десять лет.
Как круглый сирота, он в 1907 году отправился в Японию для обучения в Духовной семинарии Киото, организованной
епископом Николаем Японским.
В семинарии среди прочих дисциплин преподавалось дзюдо - тогда еще новый вид единоборств.
Василий Ощепков быстро освоил приемы этой борьбы. Как лучший дзюдоист, он по рекомендации тренера и личному
ходатайству епископа Николая в 1911 году был принят в школу дзюдо "Ко-докан" в Токио, основанную самим
Дзигоро Кано - создателем дзюдо.



При этом Ощепков продолжил обучение в духовной семинарии, только не в Киотской, а в Токийской.
В июне 1913 года Василий Ощепков получил первый дан - седан, а в октябре 1917 года, во время командировки в Японию,
сдал экзамен на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.
При этом стоит учесть, что в то время в дзюдо было не десять данов, как сейчас, а всего лишь пять.
В 1914 году, по приезде в Россию из Японии, Ощепков организовал во Владивостоке первый в нашей стране
кружок дзюдо.
Уже при советской власти в 1929 году Ощепков стал преподавателем Государственного института физической
культуры, где познакомился с видами национальных единоборств народов СССР.
Он проанализировал штыковой бой, международные спортивные единоборства, китайское ушу и целый ряд национальных
видов борьбы с точки зрения их применимости в боевой схватке.
На основе дзюдо Ощепков создал более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название
самбо (самооборона без оружия).
Окончательно "отшлифовал" этот новый вид единоборств ученик Ощепкова Анатолий Харлампиев.

.
Tags: история России, история Японии, личности, религия, церковь
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments