kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Художник и конструктор.

Эта запись опубликована также в новом сообществе "История автомобилестроения"
auto_history



И.Ф. Герман за работой над кузовом ЗиС-110.

Иван Федорович Герман - не просто конструктор, художник, создатель автомобильных кузовов.
Он один из тех, кого по праву называют патриархами отечественного автомобилестроения.

Иван Федорович Герман родился 18 июля 1881 года в Саратове, в семье поволжских немцев.
Отец мальчика, занимавший высокий пост в банке, надеялся, что сын станет успешным предпринимателем.
По настоянию отца Иван поступил в Саратовское реальное училище.
Однако мальчика увлекало не столько банковское дело, сколько архитектура и искусство.
По вечерам он ходил на занятия в рисовальное училище при Радищевском музее.
После окончания в 1898 году реального училища, Герман твердо решил стать архитектором. Он поступил в
Петербургское художественно-техническое училище барона Штиглица, а в 1904 году — на архитектурный факультет
Академии художеств. Как любому студенту, ему приходилось подрабатывать, причем не только живописью, но и
выполнением чертежей. В 1906 году в судьбу молодого человека вновь вмешался отец.
По его настоянию Герман прервал учебу и устроился служащим в одну из строительных контор Саратова,
а в 1909 году возглавил контору.
Карьера складывалась удачно, и вскоре Иван Федорович приобрел собственный автомобиль и начать участвовать
в любительских гонках.





Первый советский троллейбус ЛК-1 с кузовом работы И.Ф. Германа.

В годы Первой мировой войны Германа мобилизовали и направили служить в Петроградскую учебную автомобильную роту,
а в 1916 году перевели в город Родники Иваново-Вознесенской губернии на строительство 2-го Государственного
авторемонтного завода (ГАРЗ). Пока шло строительство, востребованными оказались архитектурные навыки Германа,
а позже — инженерные: он был назначен начальником кузовного цеха. Именно в годы работы на 2-м ГАРЗ будущий
ведущий кузовщик страны приобрел навыки проектирования автомобильных кузовов.
15 августа 1922 года Иван Федорович перешел на завод АМО (впоследствии ЗИС), в кузовной цех.
В то время завод был авторемонтным — здесь занимались капитальным ремонтом автомобилей разных марок, хотя
государство планировало со временем превратить его в полноценный автозавод. И вновь Герману пришлось на время
забыть о художественном конструировании и включиться в работы по дооснащению цехов необходимым оборудованием.
Вскоре после начала работ по созданию автомобилей собственной конструкции Иван Федорович стал ведущим
кузовщиком АМО.
На первых порах, пока завод осваивал только грузовики, Герман выступал в роли конструктора.
Талант художника пригодился, когда началась работа над автобусами. Именно Герман не только рассчитал, но и
нарисовал первые автобусные кузова на шасси АМО Ф-15 и АМО-2, а также автобусы класса "люкс" на шасси АМО-4
и ЗИС-8. В 1933 году под его руководством были разработаны опытные образцы открытой 20-местной версии
автобуса АМО-4 и кузов первого отечественного троллейбуса ЛК-1.
При участии Германа был создан кузов скорой помощи на шасси ГАЗ-АА. Самый, пожалуй, красивый довоенный
автобус ЗИС-16 своим появлением тоже обязан Ивану Федоровичу.



Автобус ЗиС-16.

Но звездным часом Ивана Германа можно считать работу над кузовом первого отечественного автомобиля
представительского класса ЗИС-101. Сегодня его конструкция, в основе которой лежит скрипучий деревянный каркас,
кажется примитивной и несовершенной, как и конструкция большинства довоенных автобусов, но страна в те годы
не располагала другими технологиями. Остается только восхищаться талантом художника-конструктора, сумевшего
одеть деревянный остов в необыкновенно красивые кузовные панели.
При работе над кузовом ЗИС-101 Герман отвечал за все аспекты.




Он выполнял расчеты, рисовал эскизы, лепил макеты. Ему принадлежит концепция и экстерьера,и интерьера кузова.
15 мая 1938 года Иван Федорович Герман был назначен руководителем художественно-конструкторской группы подотдела
кузовов, а с 17 декабря 1940 года стал ведущим конструктором по автобусным кузовам.
Под его руководством на ЗИСе были разработаны первые самостоятельные (без помощи американских специалистов)
цельнометаллические автобусы-вагонники ЗИС-154 и ЗИС-155.
К счастью, Германа не коснулись сталинские репрессии, его трудовая биография не омрачена никакими серьезными
эксцессами.
В 1951 году в связи с 70-летием со дня рождения Ивана Федоровича наградили значком "Отличник
социалистического соревнования Минавтопрома", а на следующий год Германа не стало.

.
Tags: авто-история, история СССР, личности
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments