kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Categories:

Московский кузовной кутюрье.



Сергей Чуразов (крайний справа) и конструкторы КБ кузовов (слева направо): Валерий Гаусман, Александр Жерядин,
Аркадий Носов.
Имя человека, стоящего прямо за Чуразовым, неизвестно.


Сергей Дмитриевич Чуразов ровно 30 лет Возглавлял конструкторское бюро кузовов МЗМА и АЗЛК.
Под его руководством были созданы кузова "Москвичей" всех моделей с приводом на задние Колеса
и многочисленные опытные конструкции.
Потомственный московский интеллигент Сергей Дмитриевич Чуразов (1915-1991) был удивительно добрым и
отзывчивым человеком. Люди работали под его руководством "не за страх, а за совесть".
В детстве Сергей любил строить модели домов и кораблей, внимательно относясь к деталям. После окончания школы
он занимался на рабфаке, а с 1933 года работал чертежником на московском автозаводе ЗИС и учился в
Автомеханическом институте.
В 1941 году Чуразова командировали в Шадринск на автоагрегатный завод.
В июне 1943 года Ульяновскому автозаводу было предписано освоить выпуск четырехтонного грузовика (4x2)
с дизелем. И инженера Чуразова перевели в Ульяновск, в подчинение главного конструктора УльЗИСа Б.Л.Шапошника.
Так Сергей Дмитриевич стал одним из ведущих конструкторов автомобиля УльЗИС-253.
После войны Чуразова ждало новое назначение. Как раз в это время создавался конструкторский коллектив
Московского завода малолитражных автомобилей.



Осенью 1945 года Чуразов пришел на МЗМА ведущим конструктором по кузову.
В декабре он был назначен руководителем КБ кузовов, а через три года стал заместителем главного конструктора.
Производство и испытания первых "Москвичей" показали недостатки Орel Каdett, выбранного Сталиным в качестве
образца.
Детали кузова не выдерживали нагрузок, были неудобны в производстве. При участии Чуразова все узлы кузова
подвергли ревизии.
В результате на смену М-400/420 пришел внешне практически неотличимый, но серьезно модернизированный М-401.
Когда главным конструктором стал А. Ф. Андронов, Чуразову поручили первый самостоятельный проект — создававшиеся
"с нуля" опытные образцы М-402.
До начала 70-х годов Сергей Дмитриевич руководил коллективом из 70 человек: конструкторов-кузовщиков, специалистов
по интерьеру, дизайнеров.
Работы было невпроворот. Чуразов проверял и подписывал чертежи, самые сложные детали вычерчивал сам.
В период разработки М-444, Чуразов был командирован в Югославию, где Сrvena Zastava выпускала аналог
Fiat-600, а потом помогал налаживать производство ЗАЗ-965 в Запорожье.
Когда МЗМА посетил знаменитый дизайнер Батиста Пининфарина, Чуразов показывал ему завод и вел переговоры.
Чуразов прожил год в Париже, принимая оснастку для кузова М-408 у фирмы Сhausson.
Последнее семейство, созданное под руководством Чуразова — М-2140.
В 1975 году в возрасте 60 лет Сергей Дмитриевич ушел на пенсию, передав КБ кузовов своему верному товарищу
Аркадию Владимировичу Носову. Чуразов еще работал в качестве конструктора над прототипами С1 и СЗ.

.
Tags: авто-история, история Москвы, история СССР, конструкторы, личности, промышленность
Subscribe

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments