kazagrandy (kazagrandy) wrote,
kazagrandy
kazagrandy

Categories:

Ульяновский автомобильный завод в1941-1954 годах.



Грузовой автомобиль военного времени ЗИС-5В.

15 октября 1941 года началась эвакуация Завода имени Сталина (ЗИС) из МосКвы в Ульяновск
на территорию складов Государственного таможенного управления.
Через пять дней первый эшелон с оборудованием прибыл в Ульяновск.
Первое время завод выпускал боеприпасы, параллельно шла подготовка к производству автомобилей.
Сборка автомобилей началась 30 апреля 1942 года, и первый собранный в Ульяновске ЗИС-5 принял
участие в первомайской демонстрации.
К лету за день собирали уже по двадцать-тридцать машин, а к концу года темп сборки увеличился
до восьмидесяти-ста автомобилей в сутки.
Всего на заводе до 1944 года собрали 7653 "трехтонки".
В это время УльЗИС был головным предприятием по выпуску автомобилей ЗИС-5.
Здесь же, в Ульяновске, силами эвакуированных из Москвы специалистов был разработан и запущен
в серию упрощенный вариант грузовика военного времени (ЗИС-5В) и воссоздано производство газогенераторных установок ЗИС-21.





Главный конвейер по сборке ГАЗ-ММ. Укладка рамы.

Кроме того, в 1943 году было положено начало организации цехов МОЦ-4 и МОЦ-5 для изготовления
ЗИС-32, но эти работы были приостановлены, поскольку изготовление машин указанного типа не
получило подтверждения в программе завода.
В этот же период на заводе собрали несколько сотен грузовиков Studebaker ("Студебекер"),
поступивших по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки.
В феврале 1944 года производство ЗИС-5 перевели из Ульяновска в Миасс, а заводу поручили
подготовку к производству нового дизельного грузовика УльЗИС-253, разработанного совместно
с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ).
Практически весь год основного производства на заводе в Ульяновске не было, а вся деятельность сводилась к строительству новых корпусов и выполнению отдельных заказов Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) и ГлававтоЗИСа по изготовлению инструмента и приспособлений для будущего производства дизельных автомобилей.
Одновременно шло производство опытных образцов дизельных грузовиков, и к празднику
Первомая собрали первый опытный грузовик УльЗИС-253.
Приказом НКСМ №346 от 29 августа 1945 года производство дизельных моторов из Ульяновска
передали Новосибирскому и Ярославскому автозаводам, а УльЗИСу было поручено наладить выпуск автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-67.
К концу года на завод прибыла группа специалистов с Горьковского автомобильного завода
для организации в Ульяновске производства грузовиков ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ).



Заводские испытания автомобилей ГАЗ-ММ, собранных в Ульяновске на соответствие ГОСТу (1950 год).



Модернизированный автомобиль ГАЗ-ММ с закрытой (жесткой) кабиной

Спустя два года, 26 октября 1947 года, с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый
грузовик ГАЗ-АА.
За период с 1947 по 1951 год в Ульяновске было построено 75 964 автомобиля ГАЗ-ММ.
Параллельно завод выполняет задание министерства спроектировать новый однотонный грузовой
автомобиль и построить его опытный образец.
Этот автомобиль получил наименование УАЗ-300.
20 декабря 1948 года перед Ульяновским автозаводом была поставлена задача развернуть
производственные мощности, обеспечивающие полный перевод с Горьковского автозавода сборки
грузовых автомобилей ГАЗ-ММ и производство всех узлов и деталей шасси, чтобы уже в следующем году выпускать по графику грузовые автомобили и запчасти к ним в полном объеме.
В 1949 году началась разработка унифицированных с УАЗ-300 автомобилей — УАЗ-302 (1,5 т) и УАЗ-308 («4x4» на базе УАЗ-302) — и глубокая модернизация грузовика ГАЗ-ММ.
Но уже в 1951 году предприятие резко меняет специализацию и переходит на выпуск продукции
оборонного назначения (изделия "Ладога" и кабина "590").
В это время завод продолжает официально называться УльЗИС, а неофициально — п/я №80.
Приказом №156 от 23 августа 1954 года п/я №80 получает задание наладить сначала сборку,
а затем и производство автомобилей ГАЗ-69.
На базе конструкторско-экспериментального отдела создается Отдел главного конструктора под руководством И.А.Давыдова, который принимал от Горьковского автозавода документацию на автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А и прицеп ГАЗ-704.
Первые десять автомобилей семейства ГАЗ-69 собраны из горьковских деталей к 1 января 1955 года.
Всего за период с 1956 по 1973 год построено 596860 автомобилей этой модели.



Сравнительные испытания опытных полуторатонных автомобилей УАЗ-302 и серийной полуторки ГАЗ-ММ.
1951 год.

.
Tags: авто-история, история СССР, промышленность
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments